Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица на постановление Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Государственного Бюджетного Учреждения Республики Саха (Якутия) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница",
установил:
Постановлением Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 02 августа 2019 года Государственное Бюджетное Учреждение Республики Саха (Якутия) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РС (Я), представитель просит отменить вынесенный судебный акт и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях привлекаемого юридического лица состава правонарушения. В обоснование жалобы указывает о том, что со стороны работников больницы при оказании скорой медицинской помощи, а также при оказании медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" нарушений не допущено, в действиях юридического лица ГБУ PC (Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" не имеется состава административного правонарушения.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об оставлении постановления без изменения по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также в числе прочего соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктов "а", "б" и "в" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).
Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Как усматривается из материалов административного дела, на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по PC (Я) от 04.06.2019 N103-вн-Пр/19 с целью проверки фактов, изложенных в заявлении ФИО6 о ненадлежащем оказании медработниками ГБУ PC (Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" медицинской помощи её мужу ФИО7, приведшем к его смерти, проведена внеплановая документарная проверка данного учреждения, в ходе которой установлено и отражено в акте от 28 июня 2019 года, что недооценка тяжести состояния больного, отсутствие надлежащего врачебного и сестринского контроля за его состоянием и, как следствие, отсутствие своевременной коррекции лечения и своевременного проведения реанимационных мероприятий, привели к смерти больного. Согласно информации Мегино-Кангаласского отделения ГБУ "Бюро СМЭ МЗ РС (Я)" причина смерти ФИО8 - ********, осложнившаяся полиорганной недостаточностью.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 02.07.2019 г, составленному старшим государственным инспектором отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) Корякиной Т. И, при оказании медицинской помощи пациенту ФИО9 в ГБУ РС (Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" нарушено право на качественную и доступную медицинскую помощь, выразившееся в несоблюдении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология".
Так, в нарушение Приложения N8 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 N388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" в учреждении отсутствует оборудование, позволяющее осуществить запись разговоров с вызывающими абонентами.
В нарушение п.17 Приложения N1 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 N1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", приказа М3 РС (Я) от 19.11. 2018 г. N01-07/1480 "Об утверждении Порядка маршрутизации пациентов при оказании медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в РС (Я)", приказа ГБУ РС (Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ" от 06.12.2018 г. N339-д "О порядке маршрутизации при оказании медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" на территории РС (Я)" недооценка тяжести состояния пациента и отсутствие необходимых диагностических мероприятий привели к не устранению угрожающего жизни состояния.
В нарушение п.7 Приложения N4 к Приказу М3 РФ от 30.12.2015 N1034н обследование, лечение лица с наркологическими расстройствами осуществлено с несоблюдением стандартов медицинской помощи, в частности, не назначено обязательное ЭКГ исследование с частотой 1 (мероприятие проводится у 100% пациентов) в нарушение Приложения к Приказу М3 РФ от 04.09.2012 N126н "Об утверждении стандартов специализированной медицинской помощи при психотическом расстройстве, вызванном употреблением психоактивных веществ", не осуществлен обязательный прием (осмотр, консультация) врача- психиатра-нарколога первичный с частотой 1 (мероприятие проводится у 100% пациентов) в нарушение Приложения к Приказу М3 РФ от 04.09.2012 N126н "Об утверждении стандартов специализированной медицинской помощи при психотическом расстройстве, вызванном употреблением психоактивных веществ".
Первичную специализированную медико-санитарную помощь пациенту с алкогольной интоксикацией оказала врач-психиатр без профессиональной переподготовки по специализации "психиатрия-наркология".
Указанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении ГБУ РС (Я) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница" медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, которое влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан при оказаний им медицинской помощи, что свидетельствует о наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 19.20 КоАП Российской Федерации.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 02.07.2019, приказом руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Саха (Якутия) от 04.06.2019 N103-вн-Пр/19 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица, актом проверки от 28.06.2019 N103-вн и иными материалами дела.
Таким образом, вывод судьи о наличии в действиях привлекаемого к ответственности юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела доказательства, подтверждающие тот факт, что учреждением в ходе осуществления медицинской деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований, не представлены, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у учреждения реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Государственного Бюджетного Учреждения Республики Саха (Якутия) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница" объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления: фактически они направлены на переоценку исследованных при рассмотрении дела доказательств, получившим надлежащую правовую оценку.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Государственного Бюджетного Учреждения Республики Саха (Якутия) "Мегино-Кангаласская центральная районная больница" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.