Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на постановление Якутского городского суда РС (Я) 28 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Домостроительный комбинат" (АО "ДСК"),
установил:
01 августа 2019 г. заместителем начальника отдела санитарного надзора, лицензирования и регистрации Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) ФИО4. в отношении АО "ДСК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, по факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
28 августа 2019 года постановлением судьи Якутского городского суда РС(Я) АО "ДСК" признано виновным в совершении вменяемого административного правонарушения: было назначено наказание в виде административного приостановления его деятельности на срок 90 суток.
Не согласившись с данным постановлением, представитель АО "ДСК" обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит изменить меру наказания в виде приостановления деятельности на административный штраф.
В обоснование жалобы указывает о том, что меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений принимаются, вентиляционное оборудование приобретено и будет установлено, что ведутся работы по восстановлению имеющейся системы вентиляции в цеху. Ссылается на то, что приостановление деятельности цеха негативно скажется на работе всего общества, будут приостановлены работы по строительству социальных объектов, общество несет значительные убытки.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно- эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и указание услуг в случаях, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, при проведении Управлением Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия согласно плану мероприятий по контролю (надзору) на 2019 год выездной проверки АО "ДСК" по адресу:... в бетонно-смесительном цеху выявлены нарушения п.п.6.1, 6.10, 6.11, 10.11, 21.5 СанПиН 2.2.3.1385-03 "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций", п. 1875 ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны".
Так, по указанному адресу отсутствуют устройства для обеспыливания спецодежды работников на рабочих местах с повышенным содержанием АПФД, имеется лишь шланг с подачей сжатого воздуха, при использовании которого пыль поступает в окружающую среду и внутреннюю поверхность спецодежды и кожу работающих, установлено превышение содержания цементной пыли на рабочем месте оператора инертных материалов (3 этаж) - фактически 8,35 мг/м3 при предельно-допустимой концентрации 8 мг/м3, выгрузка и загрузка цемента осуществляется открытым способом, отсутствует система аспирации, из 7 вытяжных оборудований работает лишь 1, отсутствует приточная вентиляция и установлено превышение содержания пыли, по итогам специальной оценки данный цех является наиболее запыленным, в нем вентиляционные установки не оборудованы приспособлениями для контроля и измерения скорости, температуры воздуха, регулирования объемов воздуха, не проводится контроль работы вентиляционных систем и пылеочистного оборудования.
Представленные доказательства, в частности, акт проверки, протоколы лабораторных исследований, обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Как видно из жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации производственного помещения со стороны АО "ДСК" не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг: административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица может быть назначено лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
Санкцией ст. 6.4 КоАП РФ административное наказание для юридических лиц установлено, в том числе, в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. В данном случае административное наказание судом первой инстанции назначено в пределах санкции данной статьи.
О законности применения в отношении АО "ДСК" наказания в виде приостановления деятельности указывает характер совершенного им деяния, связанный с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, назначая административное наказание в виде приостановления деятельности в максимальном размере (девяносто суток), судья в нарушение требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ не учел характер деятельности предприятия, смягчающее административную ответственность обстоятельство. Так, АО "ДСК" представлены доказательства подтверждающие, что АО "ДСК" предпринимает меры для устранения выявленных нарушений. В данном случае, приостановление работы бетонно-смесительного цеха влечет прекращение работ на строительных участках, в том числе строительства объектов социального значения, по каждому из которых установлены сроки введения в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению в части срока приостановления деятельности посредством его снижения до 20 суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил
Постановление судьи Якутского городского суда РС (Я) 28 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Домостроительный комбинат" изменить: снизить срок назначенного административного наказания в виде административного приостановления деятельности до 20 (двадцати) суток.
В остальной части постановление суда оставить без изменения.
Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.