Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Предприятие тепловодоснабжения",
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Мирнинского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Александровой В.В. от 06 июня 2019 года N55/19 ООО "Предприятие тепловодоснабжения" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, представитель юридического лица обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, указав о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении обществом экологическим норм, вина общества в загрязнении рельефа местности не доказана, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие загрязняющих веществ на почве.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об оставлении обжалуемых постановления и решения без изменения по следующим основаниям.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Предметом правонарушения являются экологические требования, установленные Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований, в том числе при эксплуатации объектов капитального строительства.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
В ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади: загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 39).
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 05 февраля 2019 года в Мирнинский государственный комитет экологического надзора сообщения был вынесен приказ N 12-19 о проведении контрольно-рейдового мероприятия, в ходе которого в районе канализационно-очистной станции N 24 города Мирного был обнаружен факт утечки сточных вод с магистрального трубопровода, ведущего к канализационной насосной станции ООО "Предприятие тепловодоснабжения" "24 квартал".
Экспертным заключением ГБУ РС (Я) "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга" N 28 от 13 февраля 2019 года установлено, что содержание аммония в пробе почвы с места утечки с глубины 0-20 см. не соответствует фоновому содержанию и превышает фоновый показатель в 1,6 раз, что загрязняющее вещество характерно для хозяйственно-бытовых сточных вод. В пробе льда (талой воды) соответствует возможным концентрациям в бытовых сточных водах по содержанию АПАВ и аммония (в пересчете на азот аммония).
13 февраля 2019 года по данному факту Мирнинским государственным комитетом экологического надзора возбуждено дело об административном правонарушении, в рамках которого проведено административное расследование.
18 февраля 2019 года обследование территории канализационно-очистной станции N 24 города Мирного, принадлежащей ООО "Предприятие тепловодоснабжения", показало, что на магистральном трубопроводе, приблизительно в 37 метрах к северу от канализационной ванны в месте сброса сточных вод расположен оголённый трубопровод, установлены следы утечки сточной воды на рельеф местности в виде образовавшейся наледи. Установленные обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований N 14-19 от 18.02.2019.
Факт совершения ООО "Предприятие тепловодоснабжения" административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27 мая 2019 года; экспертными заключениями N 28 от 13.02.2019 г. N 43 от 22.02.2019 г, договором аренды земельного участка, постановлением об оформлении права аренды земельного участка, а также иными материалами дела.
Вывод должностного лица и районного суда о наличии в действиях привлекаемого юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и перечисленным выше доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались должностным лицом и судьей районного суда и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказана, а судом не установлена вина ООО "Предприятие тепловодоснабжения", противоречат фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Так, при рассмотрении дела установлено, что Общество является юридическим лицом, основными видами деятельности которого являются, в том числе, производство, транспортировка и реализация потребителям... тепловой энергии, водоснабжения, оказания услуг водоотведения, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт оборудования котельных, сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, тепловых пунктов в пределах балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности.
ООО "ПТВС" эксплуатирует объект - канализационную станцию "24 квартал" - на основании заключенного между администрацией МО "Мирнинский район" и АК "АЛРОСА" договора аренды земельных участков N 126/07 от 26.09.2007 г, постановления Администрации муниципального образования "Мирнинский район" об оформлении права аренды земельного участка под объект: "Канализационная насосная станция 24 квартала" N 429 от 19.03.2007 г. Позднее, в 2016 году указанное недвижимое имущество передано на баланс ООО "ПТВС" в качестве вклада в Уставной капитал предприятия.
Указанный объект является неотъемлемой частью системы инженерных сетей водоотведения в г. Мирный, эксплуатация которой связана с деятельностью Общества, следовательно должностным лицом и судьей правильно сделан вывод о том, что Общество несет административную ответственность за допущенное загрязнение жидкими коммунальными отходами территории, находящейся в районе канализационно-очистной станции N 24.
Из материалов административного дела также усматривается, что указанным выше обстоятельствам сброса сточных вод была дана соответствующая оценка в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ: ООО "Предприятие тепловодоснабжения" постановлением государственного инспектора Мирнинского комитета государственного экологического надзора Васильева С.А. N 14-19 от 23 апреля 2019 года было привлечено к административной ответственности по указанной статье. Данное постановление решением суда от 28 мая 2019 года оставлено без изменения.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по недопущению произошедшего разлива жидких коммунальных отходов на рельеф местности, то есть соблюдения установленных требований.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также районный суд правильно применили положения законодательства об охране окружающей среды и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено общество с ограниченной ответственностью "Предприятие тепловодоснабжения" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Предприятие тепловодоснабжения" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.