Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ, в отношении Муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" Алданского района Республики Саха (Якутия),
установил:
Постановлением N... -ж от 13.05.2019 заместителя руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) МО "Поселок Нижний Куранах" Алданского района РС(Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Алданского районного суда 19.06.2019 постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник привлекаемого лица обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, указывая не неверность выводов суда о том, что администрация МО "Поселок Нижний Куранах" является собственником многоквартирного дома N... по адресу:... Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
АМО "Поселок Нижний Куранах" надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представитель Администрации не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АМОР "Поселок Нижний Куранах", поскольку ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, о причинах неявки суду не сообщено.
В судебном заседании представитель УГСЖН РС(Я) Кривошапкин А.А. просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав представителя, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Пунктом 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491) установлено, что собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управлениемногоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Как следует из материалов дела, 11.03.2019 прокуратурой... района проведена проверка по факту гибели несовершеннолетнего лица вследствие схода снега с крыши дома по адресу:... В ходе проверки выявлено, что по указанному адресу крыша от снега не расчищается.
Привлекая юридическое лицо к административной ответственности, должностное лицо Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) исходил из доказанности вины привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ. Выводы административного органа судья Алданского районного посчитал правильными.
Такие выводы суда нахожу законными и обоснованными.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается привлекаемым лицом, что меры по очистке крыши данного дома не принимались.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII ЖК РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД (ч. 1).
Довод в жалобе, что указанный дом не является многоквартирным, несостоятелен.
Понятие многоквартирного дома дано в пункте 6 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Согласно представленным сведениям из ЕГРН назначение здания по адресу... - многоквартирный дом. За Б... и К... признано право собственности на квартиры в указанном доме. По действующему законодательству квартиры могут располагаться только в многоквартирном доме (п. 3 ст.16 Жилищного кодекса РФ).
В своей жалобе защитник привлекаемого лица ссылается на отсутствие доказательств того, что собственником дома N... в... является администрация поселка, соответственно, вина администрации в совершении правонарушения отсутствует. Однако с такими доводами согласиться нельзя.
В силу части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В материалы дела представлены копии выписок из ЕГРН, в соответствии с которыми собственниками квартир N... и N... в четырехквартирном доме по адресу:... являются граждане ( Б... - собственник квартиры N.., К... - собственник квартиры N... ). Данные в отношении других двух квартир отсутствуют.
В своих объяснениях, данных помощнику прокурора района 11.03.2019, главный специалист администрации поясняла, что 2 квартиры из *** квартир в доме являются муниципальными, заключены договоры социального найма от 21.09.2015 с Н... о найме квартиры N.., 21.05.2013 с У... квартиры N... В жалобе защитник привлекаемого лица также указывает, что две квартиры находятся в реестре муниципального образования.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2).
Вместе с тем, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Таким образом, администрация была обязана до момента выбора управляющей организации осуществлять функции по управлению указанным домом. Не представлено доказательств того, что жилой дом был передан на обслуживание в управляющую компанию, нет сведений об избрании собственниками квартир в установленный срок способа управления многоквартирным домом, а также о проведении администрацией открытого конкурса по отбору управляющей организации.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица, решение судьи Алданского районного суда являются законными и обоснованными. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 7.22 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 года по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении Муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" Алданского района Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.