Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) на решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) 05 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица - президента общественной организации "Охотничий клуб "Кыымаан" Тастыгина Александра Николаевича,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РС (Я) в области охраны окружающей среды - руководителя Мегино-Кангаласской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) от 24 июня 2019 года президент общественной организации "Охотничий клуб "Кыымаан" Тастыгин Александр Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
05 августа 2019 года решением судьи Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель должностного лица Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить судебное решение, указав о том, что на данные правоотношения распространяются положения Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 24.04.1995 N 52 "О животном мире", что законных оснований (лицензии) у общественной организации для содержания дикого животного не было, что в действиях юридического лица усматриваются признаки незаконного завладения животным.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к выводу об оставлении обжалуемого решения без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ наступает за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно за самовольную уступку права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Тастыгина А.Н. к административной ответственности по приведенной выше статье КоАП РФ послужило то обстоятельство, что 14.06.2019 г. в ходе произведенного осмотра объекта общественной организации "Охотничий клуб "Кыымаан", расположенного на территории Мегино-Кангаласского района, установлено содержание в невольных условиях (вольерах) бурых медведей без соответствующего разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
По результатам проверки в отношении президента ОК "Кыымаан" Тастыгина А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.11 КоАП РФ. В данном протоколе отражено, что общественной организацией нарушены требования ч.2, ч. 6 ст.49 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В постановлении по делу об административном правонарушении, принятом 24 июня 2019 года, должностное лицо Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - государственный инспектор - руководитель Мегино-Кангаласской инспекции государственного экологического надзора указывает на нарушение общественной организацией ч.2 и ч.6 ст.49, ч.3 ст.55.1 Федерального закона "Об охоте... ", а также ст.26 Федерального закона от 24.04.1995 N 52 "О животном мире", п. 3 Порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденного Приказом Минприроды России от 24.12.2010 г. N 561, по вине президента организации Тастыгина А.Н.
Судья районного суда, разрешая жалобу на постановление по делу, пришел к выводу его отмене и прекращении производства по делу, исходя из того, что приведенные выше нормы Федеральных законов "Об охоте... " и "О животном мире" в данном случае не применимы.
Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.
Согласно ст.49 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
В ст.1 данного Федерального закона дано понятие охотничьих ресурсов как объектов животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты. При этом действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе (часть 3 ст.4).
Также согласно ст. 3 Федерального закона "О животном мире" отношения в области охраны и использования диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следует отметить, что охотничьи животные являются дикими животными и должны находиться в состоянии естественной свободы: такие животные согласно ст. 1 Закона "О животном мире" признаются объектами животного мира.
Содержание диких животных в неволе, т.е. в искусственно созданных условиях, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых их полное жизнеобеспечение зависит от человека, регулируется Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", вступившим в силу 27.12.2018 г.
На основании изложенного судья пришел к законному и обоснованному выводу об отмене постановления о привлечении Тастыгина А.Н. к административной ответственности и о прекращении производства по делу, поскольку в действиях как общественной организации, так и его руководителя состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.11 КоАП РФ, отсутствует.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы проверил дело в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого решения не является.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 05 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ, в отношении президента общественной организации "Охотничий клуб "Кыымаан" Тастыгина Александра Николаевича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.