Дата вступления в законную силу - 15 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главы администрации МО "Улаганский район" Челчушева В.Б. на постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении Администрации муниципального образования "Улаганский район",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 июля 2019 года Администрации муниципального образования "Улаганский район" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Глава администрации МО "Улаганский район" Челчушев В.Б. обратился с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что судьей не установлены и не исследованы все имеющие значение для дела обстоятельства, тем самым допущено нарушение норм процессуального права. Администрация района не является надлежащим субъектом правонарушения, так как Администрацией МО "Улаганский район" с администрацией Улаганского сельского поселения заключено соглашение по передаче полномочий в области дорожной деятельности и это соглашение исполняется.
Администрация МО "Улаганский район", будучи извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайство об отложении дела не подала, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без участия ее представителя.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч.ч. 1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно подп. "б" п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении Администрации МО "Улаганский район" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ послужил Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 04 апреля 2019 года, из которого следует, что старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району на участке: Республика Алтай, Улаганский район, автодорога местного значения с. Улаган между улицами Алтайская - ул. Родниковая, координаты местности с.ш. 50.635196 в.д. 87.956142 и с.ш. 50.634661 в.д. 87.955465 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно, в нарушение требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в виде занижения обочин между ул. Алтайская и ул. Родниковая в с. Улаган, в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 п.5.3.1.
04 апреля 2019 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району МО "Улаганский район" было выдано предписание N 11 об организации мероприятий по устранению выявленных недостатков в виде занижения обочин между ул. Алтайская и ул. Родниковая в с. Улаган, в соответствие с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 17 часов 00 минут 12 апреля 2019 года.
Предписание N от 04 апреля 2019 года об устранении недостатков получено 04 апреля 2019 года Администрацией МО "Улаганский район" (л.д.19).
15 апреля 2019 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, из которого следует, что выявленные 04 апреля 2019 года нарушения в виде занижения обочин между ул. Алтайская и ул. Родниковая в с. Улаган в установленный срок не устранены.
По факту невыполнения предписания 30 апреля 2019 года в отношении Администрации МО "Улаганский район" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судья районного суда, привлекая администрацию МО "Улаганский район" к административной ответственности, установленной частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, исходил из наличия в действиях Администрации МО "Улаганский район" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку согласно Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МО "Улаганский район" на нее возложены полномочия по дорожной деятельности в отношении местных дорог в границах поселения, но она не исполнила требования предписания от 04 апреля 2019 года.
В качестве доказательства, подтверждающего совершение Администрацией МО "Улаганский район" административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, судья районного суда сослался на протокол об административном правонарушении и Акт выявленных недостатков.
Между тем нахожу, что выводы судьи районного суда о виновности Администрации МО "Улаганский район" в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ сделаны без надлежащей оценки собранных по делу доказательств. При рассмотрении дела судья не учел следующие обстоятельства.
Из диспозиции вмененной в вину Администрации МО "Улаганский район" части 27 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что в предмет доказывания по настоящему делу входит законность предписания, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, как обязательного признака объективной стороны указанного в ней состава административного правонарушения.
Для признания предписания законным требуется, чтобы оно было выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержало характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выдавая Администрации МО "Улаганский район" предписание об устранению нарушений выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии поселковой дороги общего пользования, проходящей по территории Улаганского района в с. Улаган между улицами Алтайская и Родниковая, координаты местности с.ш. 50.635196 в.д.87.956142 и с.ш. 50.643661 в.д. 87.955465, выразившихся в занижении обочин и устанавливая семисуточный срок для его исполнения, должностным лицом не учтены данные требования.
Как следует из предписания, оно не содержит характеристику допущенных недостатков, то есть указаний на то, что на автодороге местного значения имеются занижения обочин (более 4 см.), при этом не определено их местоположение, размеры, что делает предписание не конкретным заданием по устранению имеющихся недостатков. Кроме того не учтено, что Администрация МО "Улаганский район" является балансодержателем автомобильных дорог муниципального значения, а не подрядной организацией по содержанию дорог и для выполнения требований предписания необходимо соблюдение требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации, в частности, заключение государственного контракта с подрядной организацией на выполнение работ, что требует длительного времени.
Поскольку предписание было вынесено без учета данных обстоятельств его нельзя признать законным, обоснованным и подлежащим исполнению в указанные в нем сроки.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что, поскольку предписание является незаконным, то его неисполнение не влечет каких либо негативных последствий Администрации МО "Улаганский район" в связи с этим, привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу неправомерным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении Администрации муниципального образования "Улаганский район отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.