Дата вступления в законную силу - 22 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главы администрации МО "Улаганский район" Челчушева В.Б. на постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении Администрации муниципального образования "Улаганский район",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года Администрации муниципального образования "Улаганский район" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Глава администрации МО "Улаганский район" Челчушев В.Б. обратился с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что судьей не установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованы все имеющиеся доказательства, тем самым допущено нарушение норм процессуального права. Сотрудник ГИБДД не выдал предписание об устранении недостатков с реальным сроком исполнения. Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и расходные обязательства по исполнению полномочий проводятся согласно бюджетному планированию. Учитывая, что необходимая техника и кадровый состав по ремонту и обслуживанию дорог внутри поселений имеется у администрации поселений с администрацией Улаганского сельского поселения заключено соглашение по передаче полномочий в области дорожной деятельности. Кроме того, главой администрации Улаганского сельского поселения на имя главы администрации Улаганского района было направлено письмо-заявка о предоставлении денежных средств, что свидетельствует о фактическом исполнении полномочий в области дорожной деятельности поселением.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя Администрации МО "Улаганский район" Белееву А.А, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Требования настоящего Стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В соответствии с таблицей А.2 приложения А дефектами в вид занижения обочин являются участки обочин, не отделенной от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения.
Согласно таблице 5.4 срок устранения дефектов обочин в виде занижения более 4 см, составляет не более 7 суток.
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего Стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 указанного закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона об автомобильных дорогах установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении Администрации МО "Улаганский район" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ послужил Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 11 апреля 2019 года, из которого следует, что старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району на участке: Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган по ул. Береговая от дома N 2 до N 6 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги - в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 допущено занижение обочин: по ул. Береговая, дом N 2 + 10 м. занижение обочины 10 см; ул. Береговая, дом N 2 + 20 м. занижение обочины на 10 см; ул. Береговая, дом N 2 + 30 м. занижение обочины на 8 см.; ул. Береговая, дом N 2 + 40 м. занижение обочины на 8 см.; ул. Береговая, дом N 4 + 50 м. занижение обочины на 9 см.; ул. Береговая, дом N.4 + 60 м. занижение обочины на 7 см.; ул. Береговая, дом N 4 + 70 м. занижение обочины на 9 см.; ул. Береговая, дом N 6 + 80 м. занижение обочины на 10 см.; ул. Береговая, дом N 6 + 90 м. занижение обочины на 10 см.; ул. Береговая, дом N 6 + 100 м. занижение обочины на 11 см.; ул. Береговая, дом N 6 + 110 м, занижение обочины на 11 см.
На основании Акта 11 апреля 2019 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N в отношении неустановленного лица по факту указанному в Акте.
По результатам административного расследования в отношении Администрации МО "Улаганский район" составлен протокол об административном правонарушении от 23 апреля 2019 года N.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации МО "Улаганский район" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и ее виновности в совершении правонарушения.
Факт совершения административного рправонарушения и вина Администрации МО "Улаганский район" подтвеждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N от 23 апреля 2019 года, Актом выявленных недостатков от 11 апреля 2019 года с фото-, видеоматериалами и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка собранным по делу доказательствам дана судьей нижестоящей инстанции на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ.
Указание в жалобе на то, что Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и расходные обязательства по исполнению полномочий проводятся согласно бюджетному планированию, и, учитывая, что необходимая техника и кадровый состав по ремонту и обслуживанию дорог внутри поселений имеется у администрации поселений с администрацией Улаганского сельского поселения заключено соглашение по передаче полномочий в области дорожной деятельности сводится к тому, что Админситарция МО "Улаганский район не является субъектом вмененного правонарушения.
Однако, данный довод жалобы нахожу несостоятельным, ввиду следующего.
Исходя из п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Следовательно, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, в связи с чем таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
01 января 2019 года между Администрацией МО "Улаганский район" и Администрацией МО "Улаганское сельское поселение" заключено Соглашение о передаче полномочий сельской администрации МО "Улаганское сельское поселение" Администрацией МО "Улаганский район" вытекающих из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Соглашения в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в бюджете администрации МО "Улаганский район" на 2019 года предусматриваются расходы в сумме 200 000 рублей.
В силу п.5.1 Соглашения Администрация МО "Улаганское сельское поселение" несет ответственность за осуществление переданных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами, указанными в п.2.1 Соглашения.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения и.о. главы Администрации МО "Улаганский район" Улаганскому сельскому поселению 04 июня 2019 года выделены денежные средства в сумме 200 000 рублей по ВЦП "Развитие улично-дорожной сети на территории МО "Улаганский район" на ремонт дороги по ул. Береговая, т.е. по окончании предоставленного срока для устранения выявленных недостатков, что не свидетельствует о своевременном выделении бюджетных средств на выполнение соответствующих работ.
Представленные в судебное заседание представителем Администрации МО "Улаганский район" документы, также не свидетельствуют о своевременном перечислении денежных средств Администрацией МО "Улаганский район" Администрации МО "Улаганское сельское поселение" по заключенному 01 января 2019 года Соглашению на ремонт участка автомобильной дороги по ул. Береговая от дома N 2 до дома N 6 в с. Улаган.
Наличие данного Соглашения на передачу полномочий по вопросам дорожной деятельности, в том числе устранение в виде занижения обочин, не освобождает администрацию МО "Улаганский район" от вышеуказанной обязанности, лежащей на ней в силу закона, и не освобождает ее от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на нее функций. Поэтому доводы о заключении такого Соглашения не свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации МО "Улаганский район" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Толкование положений статьи 2.1 КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что для установления вины юридического лица необходим анализ поведения юридического лица, предшествующего событию административного правонарушения, оценка мер, принятых юридическим лицом на предмет их полноты и достаточности для надлежащего исполнения предусмотренных юридических обязанностей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрацией МО "Улаганский район" не были приняты все зависящие от нее меры по надлежащему устранению выявдленных недостаков ввиде занижения обочин, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на письмо-заявку главы Администрации Улаганского сельского поселения на имя главы Администрации Улаганского района о предоставлении денежных средств свидетельствует о фактическом исполнении полномочий в области дорожной деятельности поселением не состоятельна, поскольку материалы дела не содержат указанного письма-заявки. Представленные по запросу судьи Верховного Суда Республики Алтай платежные поручения N от 05 августа 2019 года, N от 07 мая 2019 года, распоржение главы администрации МО "Улаганский район" от 31 июля 2019 года, платежное поручение N от 05 августа 2019 года, распоряжение и.о. главы администрации МО "Улаганский район" от 07 июня 2019 года N, платежное поручение N от 06 июня 2019 года, платежное поручение N96035 от 27 марта 2019 года не являются подтверждением своевременности перечисления денежных средств на счет Администрации сельского поселения для устранения выявленных недостатков, указанных в Акте от 11 апреля 2019 года.
Не выдача сотрудником ГИБДД предписания об устранении недостатков в реальным сроком исполнения не свидетельствует о незаконности привлечения администрации к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ. Выдача предписания об устранении нарушений действующего законодательства, исходя из положений Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, является правом, а не обязанностью административного органа. Более того, применение одной меры реагирования на выявленное нарушение действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от применения или неприменения другой.
Иных доводов жалоба не содержит.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Администрации МО "Улаганский район" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о допущении судьей районного суда существенных нарушений КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание администрации МО "Улаганский район" назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ и с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу, как об этом ставится вопрос в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении администрации МО "Улаганский район" оставить без изменения, жалобу главы администрации МО "Улаганский район" Челчушева В.Б. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.