Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В.
судей - Ялбаковой Э.В, Черткова С.Н.
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска Маркиной М.Ю, представителя Министерства финансов Республики Алтай Тайляшева А.Э. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года, которым
удовлетворены частично исковые требования, на Администрацию муниципального образования "город Горно-Алтайск" возложена обязанность предоставить вне очереди ФИО1 жилое помещение в г. Горно-Алтайске, площадью не менее 24кв.м, отвечающее санитарным нормам и требованиям, по договору социального найма на территории муниципального образования "город Горно-Алтайск", с учетом права Теркишевой А.А. на жилую площадь.
Отказано в удовлетворении требований о возложении на Администрацию г. Горно-Алтайска предоставить Теркишевой А.А, Теркишеву А.В, ФИО2 вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования "город Горно-Алтайск", по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, то есть не менее общей площади жилого помещения 48кв.м.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Теркишев А.В, Теркишева А.А. от своего имени и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации г. Горно-Алтайска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма на территории г. Горно-Алтайска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям пор норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, то есть не менее общей площади жилого помещения 48кв.м. Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний ФИО1 является "данные изъяты". Семья истца в составе из 4 человек проживает в съемном жилом помещении. Семья истца признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заболевание ребенка-инвалида входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Жилое помещение, в котором проживает семья истца, не соответствует условиям проживания инвалида.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель администрации города Горно-Алтайска Маркина М.Ю, указывая, что к полномочиям органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Факт наличия у члена семьи хронического заболевания в тяжелой форме, исходя из смысла п.4 ст.51 ЖК РФ, сам по себе не может являться основанием для признания его нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья, поскольку данная норма предусматривает такое обязательное условие как проживание больного в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с его носителем других семей, но не членов семьи последнего. Семья Теркишевых проживает в жилом помещении одной семьей. Доказательств того, что в квартире проживают несколько семей не предоставлено. Требование о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворено незаконно.
Представитель Министерства финансов Республики Алтай Тайляшев А.Э. просит об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что факт наличия в семье заболевания, исходя из смысла п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, сам по себе не может являться основанием для признания истца нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья поскольку, данная норма предусматривает такое обязательное условие как проживание больного в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с его носителем других семей, но не членов семьи последнего. Из искового заявления следует, что в квартире по месту регистрации проживает только семья Теркишевых. Наличие заболевания, входящего в установленный перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2, "дата" года рождения, и ФИО1, "дата" года рождения, приходятся сыновьями Теркишеву А.В. и Теркишевой А.А.
ФИО1 установлена инвалидность по категории ребенок-инвалид, он страдает "данные изъяты". ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в действующий Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года N 987н, что следует из представленных в материалы дела медицинских документов. Семья Теркишевых в составе Теркишева А.В, Теркишевой А.А. и несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО1 проживает на условиях коммерческого найма в однокомнатной квартире по адресу: "адрес" площадь, которой составляет 30,3 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО8 Иных жилых помещений принадлежащих Теркишеву А.В, Теркишевой А.А, а также их малолетним детям на праве собственности не имеется.
Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска N от "дата" семья Теркишевой А.А. в составе 4 человек, признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска N от "дата" семья Теркишевой А.А. в составе 4 человек поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список малоимущих граждан. Указанные обстоятельства подтверждают, в том числе, и материалы учетного дела в отношении Теркишевой А.А.
Доводы жалобы о том, что не представлено доказательств проживания истцов в квартире, занятой несколькими семьями, не является основанием к отказу в иске. Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой включенного в Перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 29.11.2012 года N987н заболевания, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходит из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц (независимо от того, являются ли они членами разных семей либо одной семьей) от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
В силу вышеприведенных норм права, если граждане страдают тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий Перечень, то они подлежат обеспечению вне очереди жилым помещением, независимо от того, по какому именно основанию из числа предусмотренных ч.1 ст.51 ЖК РФ они были признаны нуждающимися в жилом помещении.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных в ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Из буквального толкования нормы следует, что она отсылает к п. 4 ч.1 ст.51 ЖК РФ при определении заболевания, наличие которого у лица, состоящего в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, влечет возникновение права на предоставление жилого помещения вне очереди. Слова: "указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне" относятся к слову "заболеваний".
Таким образом, положения п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ устанавливают внеочередной порядок реализации жилищных прав граждан, которые страдают тяжелыми формами заболеваний названных в п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В свою очередь в п.4 ч.1 ст.51 определено, что к таким заболеваниям относится тяжелая форма хронического заболевания, при котором совместное проживание с лицом, страдающим этим заболеванием. Перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Вопреки суждению апеллянтов, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не устанавливает в качестве обязательного обстоятельства, влекущего возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения лицу, состоящему на жилищном учете и страдающему заболеванием, указанным в приведенном Перечне, проживание этого лица в квартире занятой несколькими семьями.
Исходя из положений названной нормы, применительно к настоящему делу, для предоставления истцу вне очереди жилого помещения необходимо чтобы он состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений и заболевание, которым он страдает, было включено в Перечень тяжелых форм заболеваний, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Такие обстоятельства по делу установлены.
Право ФИО1 на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст.57 ЖК РФ, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска - возложении на ответчика обязанности предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по установленным нормам, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено наличие у него прав на предоставление жилого помещения вне очереди. Кроме того, удовлетворяя исковые требования, суд учел, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
В силу ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.
При постановлении решения суд первой инстанции также учел правовую позицию, приведенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 года N4-П, которым п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ был признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также, по крайней мере, одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним.
С учетом установленных обстоятельств дела судом сделан правильный вывод о том, что ФИО1, являющийся "данные изъяты" и "данные изъяты", а также его мать Теркишева А.А. осуществляющая уход за "данные изъяты", подлежат обеспечению жилым помещением вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является государственным обязательством и не может быть возложено на орган местного самоуправления, являются несостоятельными.
Из определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 года N551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
В отношении категории лиц, к которой относится истец, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) ему жилое помещение не может быть предоставлено. При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан на получение жилья вне очереди, поэтому к данным правоотношениям должны применяться нормы п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) и Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Поскольку истец встал на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
В апелляционных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании доказательств, оценка которым дана согласно ст.67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска Маркиной М.Ю, представителя Министерства финансов Республики Алтай Тайляшева А.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи Э.В. Ялбакова
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.