Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Имансакиповой А.О,
судей - Кокшаровой Е.А, Солоповой И.В,
при секретаре - Кыпчаковой Л.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Танзаева Ю.Л, Танзаевой А.А. - Вяткиной О.В. на решение Верховного суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года, которым постановлено
административное исковое заявление Танзаева Ю.Л, Танзаевой А.А. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость здания магазина с кадастровым номером N, площадью 1048,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 мая 2014 года - 3680700 (три миллиона шестьсот восемьдесят тысяч семьсот) рублей.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером N следует считать дату обращения административного истца в суд - 10 июля 2019 года.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Танзаева Ю.Л, Танзаевой А.А. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Танзаев Ю.Л, Танзаева А.А. обратились в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что истцам на праве собственности принадлежат здание магазина с кадастровым номером N, площадью 1048,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", и здание магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73,5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес". В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости здания магазина по состоянию на 14 мая 2014 года в размере 7493430 рублей 28 копеек и здания магазина-кафе по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 1557171 рубль, которая значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости и не является достоверной. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта оценки - здания магазина по состоянию на 14 мая 2014 года составляет 3680700 рублей, а здания магазина-кафе - 389800 рублей. Несоответствие кадастровой стоимости указанных зданий их рыночной стоимости создает угрозу нарушения прав и законных интересов административных истцов, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества является налоговой базой для исчисления налога на данное имущество. Ссылаясь на нормы Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Танзаев Ю.Л, Танзаева А.А. просят установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Танзаевых Вяткина О.В, указывает, что в силу п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. Любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. В период с 01.01.2010 года начисление налога на имущество будет производиться исходя из кадастровой стоимости, истец не должен оплачивать налог в завышенном размере, а затем обращаться в суд с требованием о снижении размера кадастровой стоимости, являющейся основанием для его начисления. Спорное здание подлежало включению в Перечень объектов, утвержденный Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений от 21.12.2018 года. Вывод суда о том, что истец обязан уплачивать налог исходя из инвентаризационной стоимости за 2019 год только потому, что спорное здание не включено в Перечень, является неверным. Перечень, утвержденный Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений от 21.12.2018 года, носит технический характер, необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы в отношении конкретных объектов недвижимости. Налог на спорное недвижимое имущество в 2019 году должен оплачиваться исходя из кадастровой стоимости, а не инвентаризационной.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Танзаевых Вяткину О.В, поддержавшую апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Танзаев Ю.Л. и Танзаева Л.А. являются собственниками объектов недвижимого имущества - здания магазина с кадастровым номером N, площадью 1048,5кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и здания магазина-кафе с кадастровым номером N, площадью 73,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выписками из ЕГРН от 15.11.2018 года и от 06.08.2019 года.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.11.2018 года и от 06.08.2019 года, кадастровая стоимость зданий магазина с кадастровым номером N по состоянию на 14.05.2014 года установлена в размере 7 493 430 рублей 28 копеек, магазина-кафе с кадастровым номером N по состоянию на 25.11.2011 года - 1 557 171 рубль.
В соответствии с отчетами об оценке N от 13.05.2019 года и N02-01/0892-19 от 24.04.2019 года стоимость здания - магазина с кадастровым номером N составляет 3 680 700 рублей, а стоимость здания магазина-кафе с кадастровым номером N - 389 800 рублей.
Руководствуясь ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 30.06.2015 года N28, и удовлетворяя требование административных истцов об установлении кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, суд первой инстанции, установив то, что кадастровая стоимости здания магазина является налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц, правомерно принимая во внимание отчет об оценке N02-01/0979-19 от 13.05.2019 года, который соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки, в том числе по своему оформлению, содержанию и достоверности, пришел к обоснованному выводу об установлении кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером N в сумме 3 680 700 рублей, равной его рыночной стоимости. В указанной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требования Танзаева Ю.Л, Танзаевой А.А. об установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, представитель административных истцов Вяткина О.В. указывает на то, что данное требование подлежит удовлетворению, поскольку существует реальная угроза нарушения прав административных истцов.
Однако такое утверждение апеллянта не может повлечь отмену принятого по административному делу судебного акта.
Суд установлено, что здание магазина-кафе с кадастровым номером N не включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 21.12.2018 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
П. 2 решения Совета депутатов Улаганского сельского поселения от 20.11.2018 года N3-6 "О налоге на имущество физических лиц на 2019 год" предусмотрено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.
Согласно сведениям о размере уплачиваемого административными истцами налога за здание магазина-кафе в 2018 году налог на имущество физических лиц был рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимости.
Учитывая то, что здание магазина-кафе отсутствует в Перечне объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог на указанное имущество исчисляется не из его кадастровой стоимости, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае определить угрозу нарушения прав административных истцов невозможно.
Судебная коллегия отмечает, что административные истцы не лишены возможности обратиться в суд с административным исковым требованием об установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе в размере рыночной стоимости в налоговом периоде, в котором налоговая база по налогу на объект недвижимости будет определяться исходя их кадастровой стоимости.
Доводы жалобы о том, что здание магазина-кафе необоснованно не включено в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, касаются вопроса определения такого Перечня, что относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти и не является предметом рассмотрения настоящего спора. Ввиду изложенного судебная коллегия не принимает во внимание утверждение автора жалобы о необходимости исчисления налога на спорное имущество в 2019 году исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного суда Республики Алтай от 22 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Танзаева Ю.Л, Танзаевой А.А. - Вяткиной О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий - А.О. Имансакипова
Судьи - Е.А. Кокшарова
И.В. Солопова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.