Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Хасаншина,
судей Р.М. Миннегалиевой, Л.Ф. Митрофановой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.Р.Бикчантаевым
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.Ф.Митрофановой гражданское дело по иску Т.Р. Штыровой к ИКЛаишевского муниципального района РТ, ИК Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ о возложении обязанности определить местонахождение и территориальную целостность земельного участка
по апелляционной жалобе представителя Т.Р. Штыровой - П.Р.Бажанова на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 8 июля 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Т.Р. Штыровой - П.Р.Бажанова в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.Р. Штырова обратилась в суд с иском к ИКЛаишевского муниципального района РТ, ИК Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ о возложении обязанности определить местонахождение и территориальную целостность земельного участка.
В обоснование требований указано, что после смерти отца Р.М.Трусфуса, умершего 15 сентября 2015 года, ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 750 кв.м кадастровый номер.., находящийся по адресу: "адрес", позиция 05. Отцу истца земельный участок принадлежал на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N.., выданного на основании постановления Главы администрации Лаишевского района РТ от 18 января 1994 года.
Истцу неизвестно местонахождение земельного участка. Ответчики определить местонахождение земельного участка и его территориальную целостность отказываются.
Истец просила обязать ответчиков определить местонахождение и территориальную целостность принадлежащего ей земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции представители истца П.Р.Бажанов, Г.Р. Мухамедзянова исковые требования поддержали.
Представитель ИК Лаишевского муниципального района РТ М.С.Кузнецов иск не признал.
Представители ИК Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ и Управления Росреестра по Республике Татарстан в суд не явились, извещены.
Суд постановилрешение, которым Штыровой Татьяне Ромуальдовне в удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ о возложении обязанности определить местонахождение и территориальную целостность земельного участка площадью 750 кв.м, кадастровый номер.., распложенного по адресу: "адрес", отказал.
В апелляционной жалобе представитель Т.Р. Штыровой - П.Р.Бажанов ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
В качестве основания для отмены решения суда указывает на неправильное определение судом обстоятельств по делу ввиду того, что отказ ответчика наследнику в определении местоположения земельного участка наследодателя является незаконным.
Ссылается на правопреемственность в деятельности органов местного самоуправления считает, что муниципальное образование распоряжается нераспределенными земельными участками, а, следовательно, именно ответчик должен указать местоположение земельного участка истца.
Лица, участвующие в деле, возражений на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Т.Р. Штыровой - П.Р.Бажанов доводы апелляционной жалобы поддержал.
От представителя Лаишевского отдела Управления Росреестра по РТ поступило заявление в суд апелляционной инстанции с просьбой о рассмотрении дела без их участия.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, изменения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации вводит понятие земельного участка как объекта права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю - это недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
свидетельства о праве на наследство;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Требования к межевому плану закреплены в статье 22 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9 статьи 22 ФЗ N218).
В соответствии с частью 10 статьи 22 ФЗ N218 при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (часть 12 статьи 22 ФЗ N218).
Из материалов дела усматривается, что на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N... в пожизненное наследуемое владение Р.М. Трусфусу был предоставлен земельный участок площадью 750 кв.м, находящийся по адресу: "адрес", позиция 05 (л.д. 7-8).
Чертеж границ земельного участка, представленный в Государственном акте, содержит сведения о смежных участках: участок... граничит по фасаду с улицей, по тыльной стороне с участком.., по бокам - с участками... и...
18 января 1994 года земельному участку присвоен кадастровый номер... По сведениям ЕГРН граница земельного участка в соответствии с требованиями законодательства не установлена. На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 31 августа 2016 года на земельный участок зарегистрировано право собственности дочери Р.М. Трусфуса, умершего 15 сентября 2015 года, Т.Р. Штыровой (л.д. 10-11).
В ответ на обращение Т.Р. Штыровой об определении местоположения принадлежащего ей земельного участка руководитель Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ, руководитель ИК Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ ответили об отсутствии у них таких полномочий, предложив обратиться заявителю к услугам кадастрового инженера (л.д. 12, 13, 62).
Суду представлена копия Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N.., хранящаяся в архиве Лаишевского отдела Управления Росреестра по РТ, в котором имеется отметка: "изъят" (л.д. 39-42).
Согласно ответу заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Татарстан А.П. Костина в государственном фонде материалы инвентаризации и государственный акт, выданный на имя Р.М.Трусфуса, отсутствуют (л.д. 56-57).
Из записей, содержащихся в Земельнокадастровой книге Госфонда Управления Росреестра по РТ, на имя Р.М. Трусфус был выдан государственный акт... на участок площадью 750 кв.м в д.Вороновка, который впоследствии был изъят (л.д. 58-59).
Постановление Главы Администрации Лаишевского района РТ от 18января 1994 года, указанное в качестве основания для выдачи Государственного акта.., в архивах не обнаружено (л.д. 52, 70).
Суду представлены материалы инвентаризации земель н.п. Вороновка Лаишевского района РТ, утвержденные постановлением Главы администрации Лаиешвского района РТ от 08 декабря 1998 года.., из которых видно, что участок... граничит по фасаду с улицей, по бокам с участками... и... (л.д. 53-55).
Таким образом, материалы инвентаризации земель н.п. Вороновка Лаишевского района РТ не позволяют идентифицировать земельный участок.., отраженный в инвентаризации, как земельный участок.., сведения о котором содержатся в Государственном акте.., выданном на имя Р.М.Трусфуса.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что местоположение границ земельного участка и их координаты определяются исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а в случае отсутствия таких сведений в документах границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка и подготовке соответствующего межевого плана возложено законодательством на кадастровых инженеров. В то время как органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности либо собственность на которые не разграничена (часть 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Суд указал, что определить местоположение границ земельного участка и их координаты исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право истицы на земельный участок, не представляется возможным. О наличии границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, истцу также не известно, по ее пояснениям, она на данном земельном участке никогда не была.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, так как они не противоречат обстоятельствам дела и соответствуют положениям действующего законодательства.
При этом судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа ответчика наследнику в определении местоположения земельного участка наследодателя, поскольку он основан на неправильном толковании норм права.
Ссылка апеллянта на правопреемственность в деятельности органов местного самоуправления заслуживает внимание.
Согласно части 4 статьи 84, пункту 1 части 1 и части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района;
до 1 ноября 2005 года приводят в соответствие с требованиями главы 4 настоящего Федерального закона законы субъектов Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями;
Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязанность муниципальных образований исполнить обязанность прежнего органа местного самоуправления по принятому им решению о предоставлении земельного участка может возникнуть только в том случае, если полномочия этих органов осуществлялись в той сфере, которая фактически относится в настоящее время к вопросам местного значения. Иное могло бы привести к нарушению гарантий местного самоуправления, закрепленных статьями 12, 130, 131 и 132 Конституции Российской Федерации.
Между тем судебная коллегия отклоняет довод о распоряжении муниципальным образованием кроме земель, находящихся в муниципальной собственности, землями, находящимися в частной собственности.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в данном случае администрация муниципального образования согласно государственному акту на земельный участок... уже распорядилась земельным участком, предоставив его в пожизненно наследуемое владение.
Как верно указал суд первой инстанции, вопрос выноса точек в натуре, установления координат поворотных точек и уточнения границ земельного участка согласно положениям действующего законодательства входит в компетенцию кадастрового инженера или организации осуществляющей кадастровую деятельность. Соответственно, у органов местного самоуправления отсутствует обязанность определения местонахождения и целостности земельного участка, находящегося в частной собственности истца.
Доводы апелляционной жалобы представителя Т.Р. Штыровой - П.Р.Бажанова не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене, изменению состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 8 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Т.Р.Штыровой - П.Р.Бажанова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.