Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Габдулвалеевой Л.И, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 июля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Габдулвалеевой Лилии Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан об обязании включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с даты обращения, удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан включить Габдулвалеевой Лилии Ивановне в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда период работы в АО "Химический завод" г. Реж с 09 июня 1989 года по 05 октября 1989 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Габдулвалеевой Л.И. поддержавшей свою апелляционную жалобу и возражавшей против удовлетворения жалобы ответчика, представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - Батыру А.П, полагавшей жалобу истца не подлежащей удовлетворению и поддержавшей апелляционную жалобу ответчика судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габдулвалеева Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию с уменьшением возраста.
В обоснование требований указала, что 28 декабря 2018 года подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением пенсионного органа от 18 января 2019 года в назначении пенсии было отказано по мотивам отсутствия специального стажа продолжительностью 5 лет.
В специальный стаж не включены периоды работы в должности инженера - лаборанта руководителя группы ЦЗЛ АО " Химический завод города Реж" с 09 июня 1989 года по 05 октября 1989 года, с 17 июня 1991 года по 14 декабря 1992 года.
С данным решением истец не согласилась, полагала его незаконным и необоснованным, в связи с чем просила суд признать его незаконным, включить в специальный стаж спорные периоды, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда и назначить ей такую пенсию с 28 декабря 2018 года.
В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения в той части, которой в удовлетворении требований отказано. При этом указывает на неправильную оценку судом имеющихся в деле доказательств, а именно неправильно оценен представленная в материалы дела архивная справка.
В своей апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого решения в той части, которой требования Габдулвалеевой Л.И. удовлетворены полагая, что судом первой инстанции неправильно оценена уточняющая справка, представленная работодателем.
В суде апелляционной инстанции истец свою апелляционную жалобу поддержала, в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика просила отказать.
Представить ответчика просила удовлетворить апелляционную жалобу пенсионного органа, в удовлетворении апелляционной жалобы истца просила отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Из материалов дела видно, что Габдулвалеева Л.И. 28 декабря 2018 подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с уменьшением пенсионного возраста.
Решением ответчика от 18 января 2019 года за N 1603812/18 в назначении пенсии отказано по мотивам отсутствия специального стажа продолжительностью 5 лет.
В специальный стаж не включены периоды работы в должности инженера - лаборанта руководителя группы ЦЗЛ АО " Химический завод города Реж" с 09 июня 1989 года по 05 октября 1989 года, с 17 июня 1991 года по 14 декабря 1992 года.
В бесспорном порядке в льготный стаж включено 4 года 6 месяцев 15 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия для этого правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно статье 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что истец 05 августа 1986 года принята в Центральную заводскую лабораторию Режевского химического завода на должность инженера - лаборанта, руководителем группы ЦЗЛ. Уволена 14 декабря 1992 года.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан от 18 января 2019 года N 1603812/18 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда ввиду отсутствия требуемого специального стажа, указано, что выработано 4 года 6 месяцев 15 дней.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В указанном списке в разделе XI. "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" подразделе 6 предусмотрены "Лаборатории (отделы) предприятий и организаций. Базы ликвидации, цехи (участки, лаборатории, станции) заправки ракетно-космических средств, нейтрализации и демонтажа ракетного вооружения, загрязненного компонентами жидкого ракетного топлива" позиция 21206000-1754а предусмотрены "Рабочие, руководители и специалисты, занятые на исследовании продуктов, указанных в пунктах 2 (отработка и изготовление взрывчатых веществ, включая промышленные взрывчатые вещества) и 3 (отработка новых и производство всех видов порохов, зарядов твердого топлива, пиротехнических, безгазовых и малогазовых составов, огнесмесей, огнепроводного и детонирующего шнура, зарядов, сгорающих гильз, окислителей жидких ракетных топлив на основе крепкой азотной кислоты, а также полуфабрикатов и композиций на их основе) раздела IX Списка N 1"
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению, в числе прочих, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 указанного Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из уточняющей справки от 08 июня 2001 года за N 09/ОПК-84 26128 выданной АО "Химический завод" города Реж следует, что Габдулвалеева Л.И. работала с 05 августа 1986 года по 08 июня 1989 года, с 06 октября 1989 года по 16 июня 1991 года по Списку N 2 раздел XI подраздел 6, занята полный рабочий день непосредственно в едином технологическом процессе изготовления взрывчатых веществ и на исследовании взрывоопасного сырья, полуфабрикатов и продукции (пороха).
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно включил в специальный стаж период работы истца с 09 июня 1989 года по 05 октября 1989 года судебной коллегией отклоняется.
Из материалов дела видно, что приказом от 29 мая 1989 года за N 93-к Габдулвалеевой Л.И. представлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 15 мая 1989 года по 14 ноября 1989 года. Указанное обстоятельство подтверждается также архивной справкой от 11 мая 2017 года N 556 выданной администрацией Режевского городского округа
Как правильно указал суд первой инстанции, период работы с 09 июня 1989 года по 05 октября 1989 года охватывается периодом, на который работодателем представлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в полном объеме.
Таким образом правовых оснований для отказа во включении в специальный стаж периода работы Габдулвалеевой Л.И. с 09 июня 1989 года по 05 октября 1989 года не имелось.
Довод апелляционной жалобы истца о необоснованности отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 17 декабря 1991 года по 14 декабря 1992 года со ссылкой на то, что уточняющая справка от 08 июня 2001 года за N 09/ОПК-84 26128 выданной АО "Химический завод" города Реж содержит неточные сведения судебной коллегией отклоняется.
Указанная справка содержит все необходимые реквизиты, выдана на основании личной карточки, лицевых счетов 1986-1989 годов, технологического процесса изготовления взрывчатых веществ, ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". Не доверять ей у суда оснований не имеется.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 11 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Габдулвалеевой Л.И, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.