Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А,
при ведении протокола помощником судьи Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Шакирова В.И. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Шакирова Владимира Ильгизаровича оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Шакирова В.И. в поддержку жалобы, представителя ответчика - Министерства юстиции Республики Татарстан - Слепневой Эльмиры Ильсуровны, ответчика Ибятова Мухаряма Мансуровича, полагавших принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шакиров В.И. обратился в суд с иском к Загидуллину Р.И, Галимову А.Г, Ибятову М.М. о признании действий незаконными, необоснованными, отмены дисциплинарного взыскания, устранения нарушений прав и свобод, законных интересов истца, возмещении части премиальных выплат, возмещении потерь связанных с невыплатой денежного содержания, включение документов в личное дело, принесении извинений, компенсации морального вреда, возмещении расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что являлся государственным служащим с 2007 года по 2018 годы.
По результатам служебной проверки, назначенной приказом и.о. министра Галимова А.Г. от 21 ноября 2018 года за N К-155-2/03-01, приказом министра Загидуллина Р.И. от 20 декабря 2018 года за N К-172-1/03-01 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Истец, полагая наложенное дисциплинарное взыскание, а также иные действия руководства Министерства юстиции РТ, взаимосвязанные с наложением указанного взыскания незаконными, поскольку, по его мнению служебная проверка проведена без полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств, послуживших поводом для назначения, с игнорированием представленных им доказательств, с нарушением порядка проведения, просил суд признать незаконными действия министра юстиции Республики Татарстан Загидуллина Р.И, первого заместителя министра юстиции Республики Татарстан Галимова А.Г, заместителя министра юстиции Республики Татарстан Ибятова М.М, выразившиеся в наложении на истца приказом министра юстиции РТ Республики Татарстан Загидуллина Р.И. от 20 декабря 2018 года за N К-172-1/03-01 дисциплинарного взыскания в виде замечания;
признать необоснованными действия министра юстиции Республики Татарстан Загидуллина Р.И, первого заместителя министра юстиции Республики Татарстан Галимова А.Г, заместителя министра юстиции Республики Татарстан Ибятова М.М, осуществленные ими в рамках проведения служебной проверки, назначенной приказом исполняющего обязанности министра Галимова А.Г. от 21 ноября 2018 года N К-155-2/03-01, а также действия комиссии, образованной для проведения указанной служебной проверки и возглавляемой Галимовым А.Г, и ее решение по результатам служебной проверки, изложенное в заключении от 19 декабря 2018 года;
отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное на истца, а также приказ о его наложении.
возложить на Загидуллина Р.И. обязанность устранить нарушения прав истца, свобод и законных интересов, в том числе:
возместить все расходы, связанные с обращением в суд, включая: расходы на услуги адвоката (представителя) - по фактически оплаченным суммам, подтвержденным предоставленными истцом либо адвокатом (представителем) договором, счетами, справками, проездными и иными документами;
часть канцелярских расходов (приобретение бумаги, распечатывание листов и других) - в сумме 5000 (Пять тысяч) рублей;
проезд от места жительства до места нахождения суда;
другие расходы;
возместить причинение морального ущерба в сумме 869001 (Восемьсот шестьдесят девять тысяч один) рубль;
возместить часть премиальных выплат, причитающихся по итогам четвертого квартала 2018 года и итогам года, но не выплаченных в связи с необоснованным наложением дисциплинарного взыскания;
возместить потери, связанные с невыплатой денежного содержания (заработной платы) за период с даты увольнения из Министерства юстиции РТ до даты последующего трудоустройства (но не позднее даты завершения рассмотрения дела в суде по настоящему исковому заявлению, включая срок вступления окончательного решения суда в законную силу при условии апелляционного обжалования этого решения), в сумме, пропорциональной денежному содержанию истца за соответствующий период времени;
копии настоящего искового заявления и решения, принятого судом по итогам его рассмотрения, включить до сдачи в архив в личное дело истца, которое велось в Министерстве юстиции Республики Татарстан;
принести публичные извинения перед коллективом Министерства юстиции РТ за незаконные и необоснованные действия, нарушившие права, свободы и законные интересы истца.
Определением суда от 23 мая 2019 года в качестве соответчиков привлечено Министерство юстиции Республики Татарстан.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков иск не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, при этом выражает несогласие с выводами суда об отсутствии нарушений при проведении служебной проверки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 79-ФЗ), служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
В силу положений статья 29 Закон Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (далее закон N 3-ЗРТ) служебная проверка проводится для установления факта совершения государственным служащим дисциплинарного проступка, вины государственного служащего, причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка, а также иных обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления государственного служащего о проведении служебной проверки. Порядок проведения служебной проверки устанавливается Федеральным законом.
Из материалов дела видно, что истец на основании служебного контракта N 667 с 12 июля 2007 года проходил государственную гражданскую службу в Министерстве юстиции Республики Татарстан, в том числе на должности заместителя начальника отдела нормативной правовой работы в сфере местного самоуправления и ведения муниципального регистра.
По результатам проведения служебной проверки, назначенной приказом и.о. министра Галимова А.Г. от 21 ноября 2018 года N К-155-2/03-01, приказом министра Загидуллина Р.И. от 20 декабря 2018 года N К-172-1/03-01, установлено ненадлежащее исполнение истцом возложенных на него служебных обязанностей, выразившееся в нарушении требований законодательства, регулирующего ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов.
В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещающего должность заместителя начальника отдела нормативной правовой работы в сфере местного самоуправления и ведения муниципального регистра, заместитель начальника отдела участвует в формировании и ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Татарстан. Для выполнения указанной должностной обязанности должностным регламентом предусмотрено право инициировать направление в органы местного самоуправления запросов о представлении информации и материалов (пункт 4.1). Истцом не были в достаточном объеме предприняты меры по включению муниципальных нормативных правовых актов в регистр, их правовой экспертизе. Таким образом, со стороны истца имело место нарушение возложенных на него должностных обязанностей, в связи с чем он был привлечен к дисциплинарной ответственности. На истца наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания (приказ N от 20 декабря 2018 года за N К-172-1/03-01.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что факт ненадлежащего исполнения истцом возложенных на него служебных обязанностей имел место, дисциплинарное взыскание применено к истцу с соблюдением порядка его применения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что он был лишен возможности обжаловать действия лиц, проводящих служебную проверку судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 59 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку. Сроки обращения, пропуск которых лишил бы истца вышеуказанного права законодательством не предусмотрены.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца самостоятельно или с участием своего представителя к представителю нанимателя по поводу урегулирования разногласий возникших при проведении служебной проверки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 58 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Пунктом 1 части 8 статьи 59 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право давать устные или письменные объяснения; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.
Объяснения с истца были отобраны. С заключением служебной проверки. Шакиров В.И ознакомлен под подпись.
Нарушения в работе истца носили длящийся характер, в связи с чем довод апеллянта о пропуске Министерством юстиции Республики Татарстан шестимесячного срока для наложения взыскания отклоняется.
Довод истца о том, что в отношении заместителя министра Ибятова М.М, также допустившего нарушения в работе служебная проверка проведена не была правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Доводам истца о личной заинтересованности первого заместителя министра Галимова А.Г. в результатах проверки судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия отмечает, что при применении дисциплинарного взыскания учтены тяжесть совершенного истцом дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения истцом своих должностных обязанностей.
Требования истца о признания незаконными действий должностных лиц Министерства юстиции Республики Татарстан, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возмещении расходов, связанных с обращением в суд, компенсации морального вреда, возмещении части премиальных выплат, потерь, связанных с невыплатой денежного содержания, принесении извинений, являются производными от основных требований и обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
На основание изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шакирова В.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.