Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гаянова А.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В,
с участием прокурора Карпова К.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Егорова С.Б. на решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 28 июня 2019 года, которым Егорову С.Б. отказано в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан о признании приказа незаконным и его отмене, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Егорова С.Б, его представителя Джумаева А.Э, поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан - Косова А.С, Соколова А.В, возражавших доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егоров С.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН по Республике Татарстан) о признании приказа незаконным и его отмене, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда. В обоснование истец указал, что с 9 июня 2008 года проходил службу в УФСИН России по Республике Татарстан. Приказом N 60-лс от 3 апреля 2019 года был уволен со службы с 3 апреля 2019 года, о чем ему стало известно 15 апреля 2019 года из полученного по почте уведомления. 21 мая 2019 года ему была вручена выписка из приказа N60-лс от 3 апреля 2019 года об увольнении, заполненная трудовая книжка и предписание о явке в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет. Считает приказ об увольнении незаконным, необоснованным и нарушающим его права. 3 апреля 2019 года в 17 часов он получил травму при выходе с работы, вернулся в кабинет, доработал до 18 часов и ушел, вечером, когда стало плохо, обратился в приемный покой. В период времени с 3 апреля 2019 года по 9 апреля 2019 года он находился в ГАУЗ "Верхнеуслонская ЦРБ" и получал медицинскую помощь в связи с полученным ушибом поясничного отдела позвоночника и левой почки. 8 апреля 2019 года сообщил инспектору отдела кадров УФСИН по Республике Татарстан и бухгалтеру, что находится на больничном. С 9 апреля 2019 года по 29 апреля 2019 года истец находился на лечении в хирургическом кабинете ГАУЗ "Верхнеуслонская ЦРБ". 30 апреля 2019 года посещал кабинет невролога, который назначил ему курс лечения, по 21 мая 2019 года получал лечение дома.
Просит признать приказ УФСИН России по РТ N 60-лс от 3 апреля 2019 года незаконным, восстановить его на работе в уголовно-исполнительной системе на должности начальника Камско-Устьинского межмуниципального филиала федерального казённого учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", взыскать средний заработок за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Истец в суде первой инстанции иск поддержал.
Представители ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан исковые требования не признали.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что был уволен в период временной нетрудоспособности, что является незаконным, о чем был известно работодателю.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Порядок и условия прохождения службы сотрудников уголовно-исполнительной системы регламентируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации в части, не урегулированной специальным законом, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 года N 76.
Статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" предусмотрено распространить действие Положения N 4202-1 на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Судом установлено, что приказом Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан N 177-лс от 27 августа 2018 года Егоров С.Б. был назначен на должность начальника Камско-Устьинского межмуниципального филиала федерального казённого учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН по Республике Татарстан".
Приказом Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан N 60-лс от 3 апреля 2019 года, Егоров С.Б. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на основании пункта 6 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Основанием для издания названного приказа послужили представление прокурора Верхнеуслонского района Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года N 02-07-03, докладная записка майора внутренней службы Сафина Р.Р. от 28 марта 2019 года, заключение служебной проверки.
6 марта 2019 года инспекцией по личному составу и противодействию коррупции УФСИН России по Республике Татарстан была осуществлена проверка соблюдения требований к служебному поведению в отношении майора внутренней службы Егорова С.Б, по результатам которой 28 марта 2019 года заместителем начальника УФСИН Фахреевым И.И. составлена докладная записка на имя начальника УФСИН о применении к Егорову С.Б. меры юридической ответственности в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы.
В ходе проверки установлено, что при исполнении служебных обязанностей Егоров С.Б. неоднократно предлагал осужденному Шарафиеву А.А. за вознаграждение "не отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции". Впоследствии при осуществлении оперативных мероприятий Шарафиев А.А. под контролем сотрудников ОСБ УФСИН и МВД по Республике Татарстан оставил денежные средства в указанном Егоровым С.Б. месте.
При этом в ходе судебного заседания установлено, что начальник Камско-Устьинского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан Егоров С.Б. в указанный период времени с заявлениями о склонении его к совершению действий коррупционного характера в УФСИН не обращался.
7 февраля 2019 года Верхнеуслонским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Татарстан вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Егорова С.Б. за отсутствием в его деяниях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30, пункта "в" части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, с выводом, что в его действиях могут содержаться признаки дисциплинарного проступка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Егорова С.Б, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика имелись законные основания для увольнения истца по пункту 6 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", при этом порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы ответчиком был соблюден, в связи с чем оснований для признания незаконным увольнения Егорова С.Б. со службы, восстановления его на службе в органах уголовно-исполнительной системы, взыскания денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда не имеется.
С такими выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Довод истца о том, что его увольнение произошло в период временной нетрудоспособности, обоснованно не принят судом, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N911 сотрудникам уголовно-исполнительной системы медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы МВД России.
Согласно пункта 18 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 8 ноября 2006 года N895 (действовавший в период спорных правоотношений), документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность лиц, прикрепленных на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России, выданные иными медицинскими учреждениями, подлежат регистрации в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления указанных лиц на медицинское обслуживание.
Применительно к рассматриваемому спору, из приведенных выше правовых норм следует, что нетрудоспособность истца должна быть подтверждена документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен истец, либо документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность, выданными иными медицинскими учреждениями и зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления истца на медицинское обслуживание.
Документы, не отвечающие указанным требованиям, не могут относиться к допустимым и достоверным доказательствам, подтверждающим нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел.
Материалами дела подтверждается, что 3 апреля 2019 года в 22 часа 45 минут Егоров С.Б. был госпитализирован в травматологическое отделение для оказания неотложной помощи с диагнозом: Ушиб поясничного отдела позвоночника. Ушиб почки. Егорову С.Б. выдан электронный больничный N9100054484757 на период с 3 апреля 2019 года по 9 апреля 2019 года, который продлен с 10 апреля 2019 года по 17 апреля 2019 года. При обращении Егорова С.Б. о продлении больничного листа ему было отказано в продлении и рекомендовано обратиться в поликлинику по месту прикрепления сотрудников УФСИН. Листы нетрудоспособности в отношении Егорова С.Б. аннулированы и заменены на справки.
Судом установлено, что истец за регистрацией листков нетрудоспособности в медицинское учреждение по месту прикрепления сотрудников уголовно-исполнительной системы не обращался, в установленном законом порядке ответчика о наступлении нетрудоспособности не ставил в известность.
Судебная коллегия полагает, что сама по себе выписка из медицинской карты стационарного больного от 9 апреля 2019 года, журнал учета поступления стационарных больных ГАУЗ "Верхне-Услонская ЦРБ" в силу действующего законодательства не является надлежащим доказательством нетрудоспособности истца в период с 3 апреля 2019 года по 17 апреля 2019 года.
Ссылки истца на нарушения при проведении служебной проверки не нашли своего подтверждения в ходе производства по делу.
Статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
В связи с выявленными коррупционными нарушениями прокуратурой Верхнеуслонского района Республики Татарстан внесено представление от 26 февраля 2019 года об устранении нарушений законодательства.
О начале проверки о соблюдении обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" Егоров С.Б. был уведомлен 6 марта 2019 года.
2 апреля 2019 года Егоров С.Б. ознакомлен с докладной запиской.
Копия приказа N 66-лс от 3 апреля 2019 года об увольнении Егорова С.Б. направлена ответчиком по ведомственной электронной почте на рабочее место истца.
В силу положений части 2 статьи 49 Федерального закона N 197-ФЗ, грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником являются: 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации; 13) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения.
Согласно статье 50 ФЗ-197, на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.
За несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 1 статьи 50 и статьей 85 настоящего Федерального закона (статья 51 ФЗ-197).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление прокуратуры Верхнеуслонского района Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" обоснованно, внесено в УФСИН правомерно, в пределах полномочий и надзорных функций, предоставленных органам прокуратуры; правовых оснований для признания его незаконным не имеется.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Ссылка Егорова С.Б. на то, что судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства выявленных в ходе проверки нарушений, фактически сводится к оспариванию заявителем результатов проведенной служебной проверки, а также направлена на переоценку доказательств по делу, в связи с чем не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка. Оснований для иных выводов коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 28 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Егорова С.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.