Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Шакуровой Н.К,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Бабаева Максима Эдуардовича на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 28 мая 2019 года, которым постановлено:
административный иск прокурора Авиастроительного района города Казани, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Бабаеву Максиму Эдуардовичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Бабаева Максима Эдуардовича, "дата" рождения, на управление транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний, которые препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Возложить обязанность на Бабаева Максима Эдуардовича, "дата" рождения, возвратить в Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан водительское удостоверение серии.., выданное 22 сентября 2018 года, категорий "В, В1, (AS), М".
Выслушав прокурора отдела Прокуратуры Республики Татарстан Шайхлисламова Р.Ф, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Авиастроительного района города Казани (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Бабаеву М.Э. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указано, что Бабаев М.Э. на основании водительского удостоверения серии и номера... от 22 сентября 2018 года имеет право на управление транспортными средствами категорий "В, В1, (AS), М". В то же время у Бабаева М.Э. имеется медицинское противопоказание для управления транспортными средствами, поскольку он состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога с диагнозом "Пагубное (с вредными последствиями) употребление каннабиноидов".
Прокурор просил прекратить действие права Бабаева М.Э. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера... от 22 сентября 2018 года в связи с состоянием его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, посредством изъятия водительского удостоверения.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор поддержал административные исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска.
С таким решением не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе просит о его отмене, приводя доводы о несогласии с состоявшимся судебным решением, принятым, по его мнению, с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что ранее он действительно состоял на учете в государственном автономном учреждении здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", но уже продолжительное время, в течение более пяти лет, находится в состоянии стойкой ремиссии, прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого ему было выдано разрешение на управление транспортными средствами.
Прокурор отдела Прокуратуры Республики Татарстан Шайхлисламов Р.Ф. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Бабаева М.Э, полагая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и неподлежащим отмене либо изменению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Извещены. При этом Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан просило об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Бабаева М.Э. без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право прокурору обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что Бабаев М.Э. имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера... от 22 сентября 2018 года.
Административный иск инициирован прокурором на основании сведений, представленных государственным автономным учреждением здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" от 19 февраля 2019 года о том, что Бабаев М.Э. с 2012 года состоял на диспансерном наблюдении с диагнозом "Пагубное (с вредными последствиями) употребление каннабиноидов" (код заболевания по МБК - 10-F.12.1) У врача психиатра - нарколога по месту жительства Бабаев М.Э. не наблюдался, диспансер не посещал. В 2014 году был снят с учета в связи с отсутствием сведений. В связи с тем, что Бабаев М.Э. не прекратил диспансерное наблюдение со стойкой ремиссией (выздоровлением), он в настоящее время имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Согласно статье 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся, в том числе, отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона к основанию прекращения действия права на управление транспортными средствами отнесено выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29декабря 2014 года N1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N377, установлено, что управление транспортными средствами возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Доказательств снятия административного ответчика с диспансерного наблюдения в связи с длительным прекращением употребления наркотических средств, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии у Бабаева М.Э. стойкой ремиссии, материалы дела не содержат. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, факт получения Бабаевым М.Э. в 2018 году водительского удостоверения, таковым доказательством не является.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Доводы жалобы, указывающие на необоснованность принятого судом решения, подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к субъективному изложению обстоятельств и переоценке доказательств, которым судом дана соответствующая оценка.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 28мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабаева Максима Эдуардовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.