Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Бухареве И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Голубова Д. Б. н а решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года (номер дела в суде первой инстанции N-3053/2018), которым постановлено:
Исковые требования Голубова Д. Б. к Федеральному архивному агентству о признании действий по не урегулированию конфликта интересов незаконными, признании организационно-штатных мероприятий по сокращению должности незаконными, признании незаконными действий, взыскании субсидии, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными действия комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов представления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 25.07.2017, 14.11.2017 вынесенное в отношении Голубова Д.Б. в части срока рассмотрения заявления.
Признать незаконным приказ Федерального архивного агентства от 21.03.2018 N 32 в части основания постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "б" п. 2 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Признать незаконными действия Федерального архивного агентства в части блокировки доступа Голубова Д. Б. к локально-вычислительной сети, электронной служебной почте незаконными.
Взыскать с Федерального архивного агентства в пользу Голубова Д.Б. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (десять тысяч рублей 00 коп.).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Федерального архивного агентства в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 300 руб. (триста рублей)
УСТАНОВИЛА:
Истец Голубов Д.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному архивному агентству в котором с учетом уточнений иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд установить факт наличия личной заинтересованности и непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у начальника отдела государственной службы кадров и наград Федерального архивного агентства Бочаровой Е.В. при организации, проведении проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и принятии решения по результатам проверки в отношении многодетного отца Голубова Д.Б.; установить факт наличия личной заинтересованности и непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, у заместителя руководителя Федерального архивного агентства Юрасова А.В. при организации, проведении проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и принятии решения по результатам проверки в отношении многодетного отца Голубова Д.Б.; установить факт непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов руководителем Росархива А..; признать организационно-штатные мероприятия, проводимые Федеральным архивным агентством в период с 13.03.2018 по 28.08.2018 в части сокращения отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования - организованными с целью увольнения многодетного отца Голубова Д.Б. из Федерального архивного агентства дискриминационными, незаконными, необоснованными; признать незаконным, необоснованным и отменить приказ Федерального архивного агентства от 13.03.2018 N 30 "О внесении изменений в штатное расписание аппарата Росархива" в части сокращения должности начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Федерального архивного агентства Голубова Д.Б.; признать действия Федерального архивного агентства по созданию препятствий к
исполнению служебных обязанностей дискриминационными, незаконными, необоснованными: о незаконном лишении права работать в режиме неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком; блокировки на рабочем месте доступа к локальной-вычислительной сети; смены замка в служебном кабинете, блокировки служебной электронной почты, запрета пропуска в здание Росархива к рабочему месту, отказа на принятие обращений в Росархив нарочно; признать дискриминационными, незаконными, необоснованными и отменить решение комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 25.07.2017 (протокол N 2 от 25.07.2017) вынесенное в отношении многодетного отца Голубова Д.Б.; признать дискриминационным, незаконным, необоснованным и отменить решение комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 14.11.2017 (протокол N 3 от 14.11.2017) вынесенное в отношении многодетного отца Голубова Д.Б.; признать дискриминационными, незаконными, необоснованными действия (бездействия) Федерального архивного агентства по отказу в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения многодетного отца Голубова Д.Б. в срок до 17.07.2017; признать незаконным и отменить решение комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 14.03.2018 (протокол N 1 от 14.03.2018) в части основания постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "б" пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, вынесенное в отношении
многодетного отца Голубова Д.Б.; признать незаконным и отменить приказ Федерального архивного агентства от 21.03.2018 N 32 "О постановке Голубова Д.Б. на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" в части основания и даты постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "б" пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; обязать Федеральное архивное агентство поставить многодетного отца Голубова Д.Б. на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта "а" пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с 17.07.2017; признать дискриминационным, незаконным, необоснованным грубое нарушение Федеральным архивным агентством преимущественного права многодетного отца Голубова Д.Б. на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2017 году при распределении бюджетных ассигнований 2017 года, предусмотренных на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих; взыскать с Федерального архивного агентства в пользу многодетного отца Голубова Д.Б. единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, преимущественное право на получение которой было грубо нарушено Федеральным архивным агентством в 2017 году при распределении бюджетных ассигнований 2017 года, предусмотренных на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих в размере 24 204 600 руб.; взыскать с Федерального архивного агентства в пользу многодетного отца Голубова Д.Б. компенсацию морального вреда в размере 999 999 руб.
В обоснование заявленных требований Голубов Д.Б. указал, что с 12.12.2016 по 27.08.2018 работал в Федеральном архивном агентстве, однако в ходе исполнения трудовых обязанностей работодателем нарушались трудовые права работника, чинились препятствия в осуществлении трудовой функции, не был урегулирован конфликт интересов, были нарушены права на постановку на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В судебное заседание истец Голубов Д.Б. явился, на удовлетворении иска настаивал с учетом уточнений иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, также просил признать перечень вакантных должностей в Росархиве с 13.03.2018 по 08.06.2018, а также расчет размера Единовременной выплаты, представленный ответчиком в суд 12.09.2018, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Исаковского д. 6, к. 3, кв. 65 подложными доказательствами, исключить их из числа доказательств по делу.
Представители истца Зайцев В.П, Максимук А.А. в судебное заседание явились на удовлетворении иска уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ настаивали.
Представитель ответчика Федерального архивного агентства по доверенности Зулькарнаев А.Б. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Третье лицо Бочарова Е.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ возражала.
Третьи лица Ю., А. представитель третьего лица администрации Президента Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьих лиц Б. Е.В, Ю. А.В, А.А.Н. по доверенностям З.А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска с учетом уточнений возражал.
Су дом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец п о доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии третьи лица Б.Е.В, Ю. А.В, А.А.Н, представитель администрации Президента Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Проверив материалы дела, выслушав истца Голубова Д.Б, его представителя Зайцева В.П, представителя ответчика по доверенности З.А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 12.12.2016 между Федеральным архивным агентством и Голубовым Д.Б. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, по настоящему служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Федерального архивного агентства в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, и соблюдать служебный распорядок государственного органа, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданкой службе Российской Федерации и настоящим служебным контрактом.
В реестре должностей федеральной государственной гражданской службы должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "Специалисты", код должности 09-3-3-3-023. Дата начала исполнения должностных обязанностей на условиях данного служебного контракта 12 декабря 2016 года.
12.12.2016 Федеральным архивным агентством был издан приказ N 155-к о приеме на федеральную государственную гражданскую службу Голубова Д.Б.
Должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего Голубова Д.Б, замещающего в Федеральном архивном агентстве должность начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования установлены следующие должностные обязанности: организует информационную безопасность Росархива в части обеспечения программно-аппаратной защиты (п.4.6); реализует необходимые меры для бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива (п.4.13); управляет разработкой, внедрением и ведением отраслевых и межотраслевых информационных систем, баз и банков данных, архивных справочников по фондам и документам Архивного фонда Российской Федерации (п.4.14); решает технические вопросы по использованию и подключению Росархива к внешним информационным ресурсам (п.4.17); осуществляет мониторинг информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и программных продуктов подведомственных Росархиву учреждений, подготовку предложений по их модернизации, включая подготовку соответствующих справок и заключений (п.4.19).
Согласно приказа Федерального архивного агентства N 252 от 29.12.2017 об утверждении штатного расписания Федерального архивного агентства, в том числе утверждено штатное расписание Федерального архивного агентства на 2018 г. согласно приложению.
Из приказа Федерального архивного агентства N 30 от 13.03.2018 о внесении изменений в штатное расписание аппарата Росархива следует, что предусмотрено упразднение отдела информационных ресурсов и технологий в Управлении государственной политики и нормативно-правового регулирования; внесение изменений в штатное расписание аппарата Росархива в соответствии с приложением с 15.05.2018.
Из уведомления Голубова Д.Б. о сокращении должности государственной гражданской службы следует, что в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 13.03.2018 N 30 "О внесении изменений в штатное расписание аппарата Росархива" должность начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования будет сокращена 15.05.2018. В течение срока действия уведомления установлена обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок, действующий в Федеральном архивном агентстве.
Согласно акта N 1 об отказе ознакомиться с уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы от 14.03.2018, Голубов Д.Б. начальник отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования, был ознакомлен с уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы, но свою подпись на уведомлении, свидетельствующую об ознакомлении, поставить отказался. Экземпляр уведомления вручен.
28.03.2018 Голубову Д.Б. предложен список вакантных должностей в иных государственных органах, размещенных на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации".
03.05.2018 Голубов Д.Б. обратился с заявлением к руководителю Федерального архивного агентства А.А.Н. об установлении неполного рабочего времени с 04.05.3018 по графику: начало рабочего дня в 09-00 час, окончание рабочего дня в 10-00 час.
04.05.2018 Федеральным архивным агентством издан приказ N 28-к от 04.05.2018 об установлении режима неполного рабочего времени Голубову Д.Б.
04.05.2018 между Федеральным архивным агентством и Голубовым Д.Б. было заключено дополнительное соглашение N 803 к служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации от 12.12.2016 N 645 согласно которого, на основании приказа Росархива от 04.05.2018 N 28-к "Об установлении режима неполного рабочего времени Д.В. Голубову" внесены следующие изменения в служебный контракт от 12.12.2016 N 645 и пункт 10 раздела V "Служебное время и отдых" изложен в следующей редакции: гражданскому служащему устанавливается с 04.05.2018 по 14.05.2018 режим неполного рабочего времени с 09 часов 00 минут до 10 часов 00 минут ежедневно в рабочие дни, нормированный служебный день".
10.05.2018 приказом Федерального архивного агентства N 35-к об увольнении с федеральной государственной гражданской службы Голубова Д.Б. прекращено действие служебного контракта, истец освобожден от замещаемой должности и уволен 14 мая 2018 г. с федеральной государственной гражданской службы, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.072004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
14.05.2018 приказом Федерального архивного агентства N 36-к отменен приказ Росархива от 10.05.3018 N 35-к в связи с временной нетрудоспособностью Голубова Д.Б, начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования.
14.05.2018 Голубов Д.Б. обратился с заявлением к руководителю Федерального архивного агентства А.А.Н. о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с 15.05.2018.
Приказом Федерального архивного агентства N 39-к от 15.05.2018 Голубову Д.Б. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 15.05.2018 по 11.08.2018.
Согласно докладной записки К. Н.Н. от 23.05.2018, в связи со служебной необходимостью 23.05.2018 рабочее место, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет Голубова Д.Б. было перемещено из кабинета 429 в каб. 424. Одновременно была произведена замена замка в каб. 429.
Из обращения Голубова Д.Б. 08.05.2018 к руководителю Федерального архивного агентства А.А.Н. следует, что Г. Д.Б. просит объяснить причину отключения на рабочем месте доступа к локально-вычислительной сети.
Из ответа начальника управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Грошева А.В. от 06.06.2018, подготовленного по обращению Голубова Д.Б, следует, что начиная с 04.05.2018 обязанности по занимаемой должности начальник отдела информационных ресурсов и технологий не осуществляет в полном объеме и с надлежащим качеством, необходимость предоставления с целью исполнения должностных обязанностей доступа к локально-вычислительной сети отсутствует.
Из обращения Голубова Д.Б. 26.06.2018 к руководителю Федерального архивного агентства А. А.Н. следует, что Голубов Д.Б. просит объяснить причину блокировки служебной электронной почты, ограничение доступа в служебный кабинет, блокировки пропуска в здание, введение запрета на прием обращений.
Из ответа руководителя федерального архивного агентства Артизова А.Н. от 26.06.2018 подготовленного на обращение Голубова Д.Б, следует, что на основании заявления в соответствии с приказом Росархива от 04.05.2018 N 28-к с 04.05.2018 Голубов Д.Б. работал на условиях неполного рабочего времени из расчета 1 час в день в соответствии с приказом Росархива от 15.05.2018 N 39-к, с 15.05.2018 Голубов Д.Б, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет. Росархив полагает, что начиная с 04.05.2018 и до настоящего времени обязанности по занимаемой должности начальник отдела информационных ресурсов и технологий не осуществляет в полном объеме и с надлежащим качеством, в силу указанных выше причин необходимость предоставления Голубову Д.Б. с целью исполнения должностных обязанностей доступа к служебной электронной почте, доступа к локально-вычислительной сети, доступа в здание Росархива и в служебный кабинет отсутствует.
27.08.2018 был издан приказ N 68-к об увольнении с федеральной государственной гражданской службы Голубова Д.Б, согласно которого прекращено действие служебного контракта, истец освобожден от замещаемой должности и уволен 28.08.2018 с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу требований ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Разрешая исковые требования о признании действий Федерального архивного агентства по созданию препятствий к исполнению служебных обязанностей дискриминационными, незаконными, необоснованными о незаконном лишении права работать в режиме неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком; блокировки на рабочем месте доступа к локальной-вычислительной сети; смены замка в служебном кабинете, блокировки служебной электронной почты, запрета пропуска в здание Росархива к рабочему месту, отказа в принятии обращений в Росархив нарочно, суд с учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и признал незаконными действия ответчика в части блокировки служебной электронной почты, блокировки доступа к локальной-вычислительной сети, поскольку указанные обстоятельства нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела представленными доказательствами, пояснениями представителя ответчика. При этом, суд исходил из того, что каких-либо доказательств изменения объема должностных обязанностей либо ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ненадлежащим образом, которые бы явились основаниями для уменьшения объема должностных обязанностей, ответчиком не представлено.
В остальной части указанные требования оставлены судом без удовлетворения, исходя из того, что истцом не представлено доказательств препятствий к осуществлению трудовых обязанностей; представленные истцом письма в различные учреждения, в силу ст.56 ГПК РФ такими доказательствами не являются.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании организационно-штатных мероприятий проводимых Федеральным архивным агентством в период с 13.03.2018 по 28.08.2018 в части сокращения отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования - организованными с целью увольнения многодетного отца Голубова Д.Б. из Федерального архивного агентства дискриминационными, незаконными, необоснованными; признании незаконным приказа Федерального архивного агентства от 13.03.2018 N 30 "О внесении изменений в штатное расписание аппарата Росархива" в части сокращения должности начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Федерального архивного агентства, суд указал на то, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, что не может расцениваться как нарушение прав работника.
При этом, в соответствии с подп. 5 п. 24 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2016 N 293 руководитель Росархива уполномочен утверждать структуру и штатное расписание Росархива.
Согласно п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в том числе в связи с сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа определены положениями ст.31 Федерального зако на "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, учитывая, что в настоящем деле истцом не заявлено требований об оспаривании произведенного увольнения, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными организационно-штатных мероприятий проводимых Федеральным архивным агентством.
Рассматривая требования истца об установлении факта личной заинтересованности и непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов у начальника отдела государственной службы кадров и наград Федерального архивного агентства Бочаровой Е.В, у заместителя руководителя Федерального архивного агентства Юрасова А.В. при организации, проведении проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и принятии решения по результатам проверки в отношении многодетного отца Голубова Д.Б, факта непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов руководителем Росархива А.А.Н, судом установлено следующее.
21.07.2017 был издан приказ N 59-к Федерального архивного агентства об утверждении состава комиссии Федерального архивного агентства по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным архивным агентством, и урегулированию конфликта интересов.
Приказом N 61-к от 21.07.2017 Федерального архивного агентства о назначении лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений назначены ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Федеральном архивном агентстве государственные гражданские служащие Бочарова Е.В, Нагорная Л.Н, Романенко Е.П. с возложением в том числе функции: по обеспечению соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Приказом Федерального архивного агентства от 28.04.2017 N 82 был утвержден состав комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в которую вошли Н. О.В, О. О.Р, А. М.Н, М. И.Ю, Кр.Н.Н, О. М.И, Т.Е.Т.
15.05.2017 Голубов Д.Б. обратился к руководителю Федерального архивного агентства А. А.Н. с заявлением о принятии на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Из выписки из протокола N 2 заседание комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 25.07.2017 следует, что в отношении Голубова Д.Б, руководством Росархива принято решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В личном деле Голубова Д.В. нет сведений о том, что у него на воспитании находится сын супруги. До завершения проверки и предоставления всех необходимых документов, предложено вопрос о постановке на учет не рассматривать, и принято решение отложить постановку на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Голубова Д.Б. до получения необходимых сведений из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, устранения выявленных недостатков в документах и завершения проверки в соответствии с приказом Росархива от 29.06.2017 N 54-к.
Согласно выписки из протокола N 3 заседания комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 14.11.2017, в представленных предварительных расчётах размера субсидии, которую может получить Голубов Д.Б, отображено, что семья проживает в арендованной квартире, договор аренды или иной документ на основании которых семья зарегистрирована по месту пребывания у Голубова Д.В. не запрошен. Неизвестно в каких условиях проживает семья, предложено запросить у Голубова Д.Б. договор аренды жилого помещения или иной документ, дающий право на безвозмездное пользование жилым помещением, и после этого вернуться к рассмотрению вопроса его постановки на учет. Не позднее 01.12.2017 подготовить вопрос о возможности распространения Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с учетом Методических рекомендаций Минтруда России, которыми предусмотрено, что родственники гражданского служащего имеющие регистрацию по месту пребывания не учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений. В связи с чем, принято решение предложить Голубову Д.Б. представить в Комиссию договор аренды или иной документ, дающий право на безвозмездное пользование жилым помещением, где семья зарегистрирована по месту пребывания; члену комиссии Таненберг Е.Т. по вопросу постановки на учет Голубова Д.Б. проконсультироваться в Минтруде России.
Согласно выписки из протокола N 1 заседания комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 14.03.2018 принято решение поставить на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Голубова Д.Б. Члену комиссии Козлову С.М. запросить в Минтруд России о разъяснении Постановления Правительства РФ от 27.02.2009 N 63 в части предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Из ответа на обращение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2018 N 18-4100Г-1867 следует, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обстоятельствах имущественного характера, не может являться основанием для отказа гражданскому служащему в постановке на учет.
21.03.2018 Федеральным архивным агентством был издан приказ N 32 о постановке Голубова Д.Б. на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно выписки из протокола N 2 заседания комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 27.04.2018 оставлено без изменения предоставление субсидии Голубову Д.Б. на основании подпункта "б" пункта 2 Правил, расчет размера субсидии производить только на Голубова Д.В. и членов его семьи.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона используется понятие "личная заинтересованность", установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Непринятие гражданским служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
По пп. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных и муниципальных служащих.
Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 утверждено Положение "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Согласно п. 2 указанного Положения комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов (далее - государственные органы, государственный орган).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что основной задачей комиссий является содействие государственным органам: а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов); б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Пункт 4 Положения предусматривает, что комиссии рассматривают вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы (далее - должности государственной службы) в государственном органе.
С учетом указанных положений действующего законодательства, определяющих понятия "личной заинтересованности" и "конфликта интересов" представленных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении данного требования истца, поскольку допустимых доказательств, свидетельствующих о личной заинтересованности Бочаровой Е.В, Юрасова А.В. не представлено, судом таких обстоятельств не установлено. В связи с чем, оснований для принятия мер предотвращения конфликта или урегулирования конфликта интересов у руководителя Росархива Артизова А.Н, не имелось.
В соответствии с п. 4 ст.53 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия) или в ее территориальную подкомиссию (при наличии такой подкомиссии, а также в случае прохождения гражданской службы в территориальном органе федерального государственного органа). В заявлении должно быть указано, что по прежним местам прохождения гражданской службы (военной службы и государственной службы иных видов, муниципальной службы) единовременная выплата (субсидия, единовременная социальная выплата, иная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, указанные в пункте 2 (1) настоящих Правил) не предоставлялась. К заявлению должны быть приложены перечисленные в Правилах документы.
П. 17 Правил установлено, что решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией (территориальной подкомиссией) не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии (территориальной подкомиссии) и утверждается правовым актом федерального государственного органа либо территориального органа федерального государственного органа.
Подпункт "д" пункта 19 указанных Правил, устанавливает, что увольнение гражданского служащего с гражданской службы является основанием снятия его с учета для получения единовременной выплаты.
Рассматривая требования истца о признании дискриминационными, незаконными и подлежащими отмене решения комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 25.07.2017 (протокол N 2 от 25.07.2017), от 14.11.2017 (протокол N 3 от 14.11.2017), суд руководствуясь приведенными выше положениями закона, исходя из представленных по делу доказательств, пришел к выводу о частичном удовлетворении данного требования, поскольку установлено, что ответчиком был нарушен установленный в п. 17 Правил срок принятия решения.
Отказывая в удовлетворении требования истца о признании дискриминационными, незаконными, необоснованными действия (бездействия) ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Голубова Д.Б. в срок до 17.07.2017 суд, исходил из того, что доказательств принятия такого решения не представлено.
Удовлетворяя требование истца в части признания незаконным и отмене решения комиссии Федерального архивного агентства по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 14.03.2018 (протокол N 1 от 14.03.2018), суд признать незаконным приказ Федерального архивного агентства от 21.03.2018 N 32 в части основания постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "б" п. 2 Правил предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.
При этом, судом обоснованно были оставлены без удовлетворения и сковые требования об обязании ответчика поставить Голубова Д.Б. на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта "а" пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с 17.07.2017, поскольку указанное возможно в период прохождения государственной гражданской службы, а приказом N 68-к от 27.08.2018 истец был уволен с государственной гражданской службы.
Требования истца о признании дискриминационным, незаконным, необоснованным нарушение Федеральным архивным агентством преимущественного права Голубова Д.Б. на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2017 году при распределении бюджетных ассигнований 2017 года, предусмотренных на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих и как следствие взыскании с ответчика в его пользу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 24 204 600 руб. судом отклонены исходя из того, что решение о постановке на учет было принято 14.03.2018, что следует из протокола N 1, а после увольнения с гражданской государственной службы право на получение субсидии отсутствует.
Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца, у становив факт нарушения трудовых прав истца, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Доводы истца о признании перечня вакантных должностей в Росархиве с 13.03.2018 по 08.06.2018, расчета размера единовременной выплаты, представленного ответчиком в суд 12.09.2018, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Исаковского д. 6, к. 3, кв. 65, подложными доказательствами, исключении их из числа доказательств по делу, судом отклонены исходя из положений ст.186 ГПК РФ, отсутствия каких-либо доказательств подложности.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Доводы жалобы о том, что суд не истребовал у ответчика доказательства, не вызвал свидетелей, о чем истец заявлял ходатайства, не могут служить основанием для отмены решения.
В силу ч. 2 ст. 156 ГПК РФ председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Совокупность собранных по делу доказательств, которые оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, позволили суду первой инстанции прийти к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о том, суд не дал оценку доказательствам того, что организационно-штатные мероприятия ответчика сфабрикованы исключительно с целью его увольнения с гражданской службы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку требования истца об оспаривании увольнения на основании приказа от27.08.208 г. N 68-к были рассмотрены судом в отдельном гражданском деле и решением Хорошевского районного суда г.Москвы от 16 апреля 2019 года требования Голубова Д.Б. о восстановлении на службе были удовлетворены.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, искажение фактических обстоятельств дела, переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голубова Д. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.