Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Бухареве И.С.
с участием прокурора Храмовой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Голубова Д. Б, представителя Федерального архивного агентства н а решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года (номер дела в суде первой инстанции N-441/2019), которым постановлено:
Исковые требования Голубова Д. Б. к Федеральному архивному агентству о восстановлении на службе, взыскании среднего денежного содержания, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ Федерального архивного агентства от 27.08.2018 N 68-к об увольнении с федеральной государственной гражданской службы Голубова Д.Б.
Восстановить Голубова Д. Б. на службе в должности начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Федерального архивного агентства с 29.08.2018.
Взыскать с Федерального архивного агентства в пользу Голубова Д.Б. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 314 600,67 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Федерального архивного агентства в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 6 646 руб.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
УСТАНОВИЛА:
Истец Голубов Д.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному архивному агентству в котором с учетом уточнений иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать дискриминационным и обязать Федеральное архивное агентство отменить приказ от 27.08.2018 N 68-к об увольнении с федеральной государственной гражданской службы Голубова Д.Б.; восстановить в должности начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Федерального архивного агентства с 29.08.2018; взыскать с Федерального архивного агентства в его пользу денежное содержание за период вынужденного прогула с 29.08.2018 по дату вынесения решения судом, исходя из среднего дневного денежного содержания в размере 619 264,12 руб.; взыскать с Федерального архивного агентства компенсацию за неиспользованные дни отпуска, полагающиеся за период вынужденного прогула с 29.08.2018 по дату вынесения решения судом; взыскать денежное содержание за период вынужденного прогула с 23.05.2018 по 11.08.2018, исходя из среднего дневного денежного содержания в размере 137 578,08 руб.; взыскать компенсацию за неиспользованные дни отпуска, полагающиеся за период вынужденного прогула с 23.05.2018 по 11.08.2018; взыскать материальную помощь к отпуску в размере одного месячного оклада денежного содержания 8 310 руб.; взыскать единовременную выплату к отпуску в размере двух месячных окладов денежного содержания 16 620 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 руб.
В обоснование заявленных требований Голубов Д.Б. указал, что в соответствии со служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации от 12.12.2016 N 645 замещал должность начальника Отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Федерального архивного агентства. 28.08.2018 был уволен с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, свое увольнение полагал незаконным.
В судебное заседание истец Голубов Д.Б, его представитель Зайцев В.П. явились, на удовлетворении иска настаивали с учетом уточнений иска в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Представители ответчика Федерального архивного агентства по доверенностям Зулькарнаев А.Б, Жиренкова Т.А. в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали.
Су дом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истец и представитель ответчика п о доводам апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, выслушав истца Голубова Д.Б, его представителя Зайцева В.П, представителей ответчика по доверенностям Зулькарнаева А.В, Жиренкову Т.А, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции допущено не было.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( статья 2 Закона).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( статья 73 Закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения ( часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона ( часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ г ражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 12.12.2016 между Федеральным архивным агентством и Голубовым Д.Б. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, по настоящему служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации. Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Федерального архивного агентства в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, и соблюдать служебный распорядок государственного органа, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданкой службе Российской Федерации и настоящим служебным контрактом.
12.12.2016 Федеральным архивным агентством был издан приказ N 155-к о приеме на федеральную государственную гражданскую службу Голубова Д.Б.
Из приказа Федерального архивного агентства N 30 от 13.03.2018 о внесении изменений в штатное расписание аппарата Росархива следует, что предусмотрено упразднение отдела информационных ресурсов и технологий в Управлении государственной политики и нормативно-правового регулирования; внесение изменений в штатное расписание аппарата Росархива в соответствии с приложением с 15.05.2018.
Из уведомления Голубова Д.Б. о сокращении должности государственной гражданской службы следует, что в соответствии с приказом Федерального архивного агентства от 13.03.2018 N 30 "О внесении изменений в штатное расписание аппарата Росархива" должность начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования будет сокращена 15.05.2018. В настоящее время Федеральное архивное агентство не может предложить должность, соответствующую уровню квалификации и образованию, в связи с отсутствием таковых вакантных должностей государственной гражданской службы в Федеральном архивном агентстве. По истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с настоящим уведомлением и при невозможности предоставления иной должности гражданской службы, служебный контракт будет расторгнут, в соответствии с п. 38.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Уведомление аналогичного содержания вручено Голубову Д.Б. 25.05.2018. В данном уведомлении также указано о предоставлении Голубову Д.Б. на основании его заявления от 14.05.2018 и приказа Росархива от 15.05.2018 N 39-к отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 15.05.2018 по 11.08.2018.
Согласно акта N 1 об отказе ознакомиться с уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы от 14.03.2018, Голубов Д.Б. начальник отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования, был ознакомлен с уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы, но свою подпись на уведомлении, свидетельствующую об ознакомлении, поставить отказался. Экземпляр уведомления вручен.
28.03.2018 Голубову Д.Б. предложен список вакантных должностей в иных государственных органах, размещенных на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации".
Из акта N 2 Федерального архивного агентства об отказе от предложенных вакансий от 03.04.3018 следует, что Голубову Д.Б. предложен список вакантных должностей в иных государственных органах, размещенных на официальном сайте федеральной государственной информационной системы Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". По состоянию на 03.04.2018 заявлений от Голубова Д.Б. по предложенным вакантным должностям государственной гражданской службы в иных государственных органах не поступало. Также усматривается, что акт Голубов Д.Б. получил, однако от подписи отказался.
Согласно выписки из протокола N 3 заседания профкома Росархива от 30.03.2018 принято решение об отказе начальнику отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Голубову Д.Б. в принятии в члены первичной профсоюзной организации Федерального архивного агентства Московской городской организации Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
10.05.2018 приказом Федерального архивного агентства N 35-к об увольнении с федеральной государственной гражданской службы Голубова Д.Б. прекращено действие служебного контракта, истец освобожден от замещаемой должности и уволен 14 мая 2018 г. с федеральной государственной гражданской службы, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.072004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
14.05.2018 приказом Федерального архивного агентства N 36-к отменен приказ Росахива от 10.05.3018 N 35-к в связи с временной нетрудоспособностью Голубова Д.Б, начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования.
14.05.2018 Голубов Д.Б. обратился с заявлением к руководителю Федерального архивного агентства Артизову А.Н. о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с 15.05.2018.
Приказом Федерального архивного агентства N 39-к от 15.05.2018 Голубову Д.Б. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 15.05.2018 по 11.08.2018.
10.08.2018 Федеральным архивным агентством получено уведомление от 30.07.2018 о создании Первичной профсоюзной организации Федерального архивного агентства Межрегионального профсоюза работником общественного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 12.01.2006 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и начале хозяйственной деятельности с 24.07.2018. В соответствии с Уставом и учредительным протоколом, руководящим органом Первичной профсоюзной организации является профсоюзный комитет, председателем которого является Голубов Д.Б. В приложении к данному уведомлению указаны: выписка из протокола учредительного собрания; Устав Первичной профсоюзной организации Федерального архивного агентства; свидетельство о регистрации профсоюза.
02.08.2018 в Федеральное архивное агентство поступило уведомление от 30.07.2018 Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта о создании Первичной профсоюзной организации Федерального агентства Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта. В соответствии с Уставом и учредительным протоколом, руководящим органом Первичной профсоюзной организации является профсоюзный комитет, председателем которого является Голубов Д.Б.
17.08.2018 Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта в Федеральное архивное агентство направлен запрос о направлении в порядке ст. 374 ТК РФ проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении Голубова Д.Б.
Из уведомлений ООО "Пегас Экспресс" следует, что 09.08.2018 были оформлены заказы 7592, для доставки отправлений по адресам: Ясный проезд д. 14, корп. 1, г. Москва; ул. Люсиновская д. 39, стр. 5, г. Москва; ул. Каргопольская д. 14, корп. 2 в адрес Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта. Курьером не доставлены пакеты документов, в связи с отсутствием получателя по указанным адресам.
Согласно выписки из решения профсоюзного комитета Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта от 21.08.2018, профсоюзный комитет не дает согласия на увольнение с гражданской службы заместителя председателя Профсоюза - Председателя профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Федерального архивного агентства Профсоюза Д.Б. Голубова Д.Б.
Из протокола дополнительных консультаций между Федеральным архивным агентством и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации Федерального архивного агентства Межрегионального профсоюзного комитета работников общественного транспорта от 27.08.2018, следует, что работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации провели дополнительные консультации, предусмотренные ст. 373 ТК РФ и не достигли общего согласия по вопросу предполагаемого увольнения Голубова Д.Б. в связи с сокращение должностей гражданской службы в государственном органе. Данный протокол Голубовым Д.Б. не подписан.
Из приказа от 27.08.2018 N 231-лс Росархива следует, что Голубову Д.Б. предоставлен дополнительный оплачиваемый выходной день - 28 августа 2018 в соответствии с пунктом 3.12. Коллективного договора Федерального архивного агентства.
Из листка нетрудоспособности ГБУ ГП 180 ДЗМ филиал N 2 следует, что Голубов Д.Б. был освобождён от работы с 28.08.2018 по 05.09.2018, должен приступить к работе 06.09.2018.
Приказом N 68-к от 27.08.2018 прекращено действие служебного контракта, Голубов Д.Б. начальник отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования освобожден от замещаемой должности и уволен 28.08.2018, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На данном приказе имеется запись Голубова Д.Б. от 28.08.2018 об ознакомлении и несогласии, поскольку последний находится в состоянии временной нетрудоспособности.
Согласно справки Росархива от 21.12.2018 N 5/3113-А в штатное расписание Федерального архивного агентства, введенного приказом Росархива от 13.03.2018 N 30 в период с 14.03.2018 по 28.08.2018 изменений не вносилось.
Разрешая заявленные исковые требования Голубова Д.Б. о признании незаконным увольнения и восстановлении в ранее занимаемой должности, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, учитывая установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в совокупности, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку порядок увольнения истца был нарушен.
Так, ответчиком в нарушение требований ст.ст.373,374 ТК РФ не были соблюдены сроки направления проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для увольнения истца в профсоюзный орган, что в данном случае являлось обязательным.
Также судом установлено, что увольнение Голубова Д.Б. произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается листком нетрудоспособности, выданного ГБУ ГП 180 ДЗМ филиал N 2 28.08.2018, о чем ответчик был уведомлен, и что недопустимо в соответствии с положениями ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст.81 ТК РФ.
Кроме того, судом установлено, что при увольнении Голубова Д.Б. ответчиком не выполнены условия
п.2.7 Коллективного договора Федерального архивного агентства, в соответствии с которым, при неизбежности сокращения должностей государственной гражданской службы наниматель обязуется, в том числе направить государственного служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При этом, судом были отклонены доводы истца о незаконности увольнения в нерабочий день, который был предоставлен истцу на основании приказа Росархива от 27.08.2018 N 231-лс; о признании организационно-штатных мероприятий проводимых Федеральным архивным агентством в период с 13.03.2018 по 28.08.2018 в части упразднения отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования - организованными с целью увольнения Голубова Д.Б. дискриминационными.
Мотивы, по которым судом отклонены указанные доводы, подробно изложены в мотивировочной части судебного постановления. При этом, суд, указал на то, что определение структуры, численности, штата сотрудников, должностей, расстановки кадров относится к исключительной компетенции хозяйствующего субъекта, поэтому с точки зрения изменения штатной численности или расстановки кадров не могут нарушать права работника.
Установив обстоятельства нарушения процедуры увольнения истца, суд признал его увольнение незаконным, восстановил в прежней должности, взыскал с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула. Расчет среднедневного заработка судом проверен, признан обоснованным.
Признавая увольнение истца незаконным, суд в порядке ст. 237 ТК РФ взыскал в его пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Разрешая требования истца о взыскании с Федерального архивного агентства компенсации за неиспользованные дни отпуска; компенсации за неиспользованные дни отпуска, полагающиеся - за период вынужденного прогула с 23.05.2018 по 11.08.2018; материальной помощи к отпуску в размере одного месячного оклада денежного содержания 8 310 руб.; единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов денежного содержания 16 620 руб, суд, с учетом ст.127 ТК РФ, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку удовлетворено требование о восстановлении на службе и истец не лишен возможности воспользоваться правом на отпуск, получении материальной помощи к отпуску.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в данной части, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности в своей совокупности, выводы суда соответствуют нормам права, регулирующего возникшие правоотношения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании увольнения истца незаконным, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах.
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа ( пункт 4 Правил).
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан предложить гражданскому служащему, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
В случае отсутствия в государственном органе, в котором сокращаются должности гражданской службы, вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя этого государственного органа предлагает гражданскому служащему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении замещаемой должности гражданской службы направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
Из материалов дела следует, что 14.03.2018 заместитель начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Анашкин Б.А, консультант отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Рожкова И.Ю, главный специалист-эксперт отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования Гордейчик С.А. были уведомлены об изменении существенных условий служебного контракта на основании приказа Росархива от 13.03.2018 N 30, им предложены для замещения иные должности федеральной государственной гражданской службы. Из данных уведомлений усматривается, что Анашкин Б.А, Рожкова И.Ю, Гордейчик С.А. выразили согласие исполнять служебные обязанности по предложенным должностям.
Указанные гражданские служащие ранее замещали должности в Отделе информационных ресурсов и технологий, начальником которого являлся Голубов Д.Б.
В должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего Анашкина Б.А, замещающего в Федеральном архивном агентстве должность заместителя начальника отдела организационной работы и мониторинга Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования определена область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего - Управление в сфере информационных технологий, связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации; вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего - регулирование в сфере обеспечения информационной и сетевой безопасности.
В должностном регламенте федерального государственного служащего Рожковой И.Ю, замещающей в Федеральном архивном агентстве должность консультанта финансово-экономического отдела Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования определена область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего - Управление в сфере информационных технологий, связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации; вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего - регулирование в области информационных технологий.
В должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего Гордейчика С.А, замещающего в Федеральном архивном агентстве должность главного специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования определена область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего - Управление в сфере информационных технологий, связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации; вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего: регулирование в области информационных технологий.
Должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего Голубова Д.Б, замещающего в Федеральном архивном агентстве должность начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования установлены следующие должностные обязанности: организует информационную безопасность Росархива в части обеспечения программно-аппаратной защиты (п.4.6); реализует необходимые меры для бесперебойной работы автоматизированных рабочих мест структурных подразделений Росархива (п.4.13); управляет разработкой, внедрением и ведением отраслевых и межотраслевых информационных систем, баз и банков данных, архивных справочников по фондам и документам Архивного фонда Российской Федерации (п.4.14); решает технические вопросы по использованию и подключению Росархива к внешним информационным ресурсам (п.4.17); осуществляет мониторинг информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и программных продуктов подведомственных Росархиву учреждений, подготовку предложений по их модернизации, включая подготовку соответствующих справок и заключений (п.4.19).
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, в связи с чем, истцу не были предложены должности заместителя начальника отдела организационной работы и мониторинга Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования, консультанта финансово-экономического отдела Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования, главного специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования; доказательств, свидетельствующих о невозможности замещения указанных должностей истцом либо несоответствия квалификационным требованиям, также не представлено.
Кроме того, согласно представленному штатному расписанию, утвержденному с 15.05.2018, имелись следующие вакантные должности: главный специалист-эксперт Юридического отдела Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования; заместитель начальника Отдела обеспечения сохранности и учета Управления комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования; специалист-эксперт Отдела комплектования и делопроизводства Управления государственной политики и нормативно-правового регулирования; специалист 1-го разряда Отдела обеспечения сохранности и учета Управления комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования.
Сведений о невозможности замещения указанных должностей истцом либо несоответствия квалификационным требованиям, материалы дела не содержат.
Исходя из указанного, порядок увольнения истца на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) нельзя признать законным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что увольнение истца является законным, что подтверждается представленными доказательствами и показаниями свидетелей, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, о чем подробно изложено в мотивировочной части решения. Доводы ответчика о несогласии с оценкой представленных доказательств, не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на то, что п.2.7 Коллективного договора в части направления государственного служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации не выполнен в связи с отсутствием финансирования на проведения таких мероприятий, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда о нарушении порядка увольнения истца.
Доводы ответчика о том, что истцом был скрыт факт наличия листка нетрудоспособности в день увольнения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные доводы опровергаются указанием истца в приказе об увольнении о наличии листка нетрудоспособности, протоколом осмотра доказательств от 28.01.2019 в виде информации, находящейся в электронном виде в информационной и коммуникационной сети общего пользования Интернет, удостоверенного нотариусом г.Москвы Васильевой Ю.В.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает. При этом, судебная коллегия отмечает, что суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы истца о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства об изменении исковых требований и не принятии уточненных требований к производству, а именно о признании незаконным и отмене приказа Федерального архивного агентства от 23.11.2018 N 175 "О снятии Голубова Д.Б. с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", взыскании с ответчика единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, преимущественное право на получение которой было нарушено ответчиком в 2018 году при распределении бюджетных ассигнований 2018 года, предусмотренных на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с положениями части 1 статьи 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Первоначальные исковые требования истца связаны с незаконностью увольнения с государственной гражданской службы и восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за период вынужденного прогула.
При этом уточненные исковые требования связаны с предоставлением дополнительных государственных гарантий, предусмотренных п.4 ст.53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один; оспаривании приказа от 23.11.2018 N 175, изданного после увольнения истца.
Учитывая недопустимость одновременного изменения предмета и основания иска, у суда первой инстанции не имелось каких-либо правовых оснований для принятия уточненных исковых требований.
При этом, истец не лишен возможности обратиться с самостоятельным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приказа Федерального архивного агентства от 23.11.2018 N 175 "О снятии Голубова Д.Б. с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", взыскании с ответчика единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Указанные доводы истца также не являются основанием, предусмотренным положениями ст.330 ГПК РФ, для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы истца о неверном расчете денежного содержания за период вынужденного прогула, судебная коллегия находит необоснованными, основанными на ошибочном расчете среднедневного заработка.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам о дискриминационности блокировки на рабочем месте доступа к локально-вычислительной сети, электронной почты, запрета на допуск в здание Росархива, отказа принимать его обращения нарочно, отказа в предоставлении сделать копии документов из учетного дела, непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов при проведении проверки сведений о доходах, отказа в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные доводы не имеют значение для разрешения спора об увольнении по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) и восстановлении на службе. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения по иску Голубова Д.Б. к Федеральному архивному агентству о признании действий по не урегулированию конфликта интересов незаконными, признании организационно-штатных мероприятий по сокращению должности незаконными, признании незаконными действий, взыскании субсидии, компенсации морального вреда, которое было рассмотрено Хорошевский районным судом г.Москвы 22.11.2018 г.
Доводы жалобы истца о том, что судом не удовлетворено ходатайство об исключении доказательств ответчика - распечатки снимка экрана мобильного телефона Зулькарнаева А.Б. с перечнем звонков в МПРОТ от 08.08.2018, с текстом СМС, направленного в адрес МПРОТ от 08.08.2018; скриншота электронной почты в приемной руководителя Росархива; копии уведомлений ООО "Пегас Экспресс" о невозможности доставки корреспонденции в связи с отсутствием получателя по указанным адресам, не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку
суд с достаточной полнотой исследовал все доказательства собранные в ходе рассмотрения дела, их совокупность позволила суду разрешить спор.
Другие доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное толкование действующего законодательства, искажение фактических обстоятельств дела, переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционные жалобы сторон не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Голубова Д. Б, представителя Федерального архивного агентства - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.