Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио и его представителя по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата по иску фио к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающегося в жилых помещениях, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны Российской Федерации, фио РФ о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающегося в жилых помещениях, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с указанным иском к Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, мотивируя тем, что фио проходил военную службу по контракту в Минобороны России приказом командира 8 авиационной дивизии особого назначения по личному составу N 45 от дата истец был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира ФКУ "Войсковая часть 48229" от дата N 43 фио исключен из списков личного состава войсковой части 63019 с дата, выслуга в ВС РФ истца на момент увольнения составила дата.
дата истец обратился в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. дата ответом истцу в удовлетворении его заявления было отказано по основаниям, ранее изложенным в решении Департамент жилищного обеспечения Минобороны России от дата
Истец, не согласившись с отказом, обратился с иском в суд, в котором просит признать решение Департамента жилищного обеспечения Минобороны России от дата N Р-11306/2019 незаконным, обязать Департамент жилищного обеспечения Минобороны России принять истца на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, обязать Департамент жилищного обеспечения Минобороны России внести кандидатуру истца в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства адрес.
Истец фио в суд первой инстанции не явился, направил представителя по доверенности фио, который просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Минобороны России по доверенности фио просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Минобороны России в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят истец фио и его представитель по доверенности фио, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель Минобороны России по доверенности фио в заседании судебной коллегии просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец фио, представитель Департамента жилищного обеспечения Минобороны России в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное решение указанным требованиям не отвечает.
Согласно п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от дата N 76-ФЗ, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до дата (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Установлено и подтверждается материалами дела, фио проходил военную службу по контракту в Минобороны России приказом командира 8 авиационной дивизии особого назначения по личному составу N 45 от дата истец был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира ФКУ "Войсковая часть 48229" от дата N 43 фио исключен из списков личного состава войсковой части 63019 с дата, выслуга в ВС РФ истца на момент увольнения составила дата.
дата фио обратился с заявлением в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, место предоставления жилого помещения - адрес.
Письмом от дата в удовлетворении заявления истца от дата отказано по основаниям, ранее изложенным в решении Департамента от дата
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления истца, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России исходил из того, что в связи с прохождением военной службы фио по адрес РФ в дата на состав семьи 3 человека (он, жена - фио, сын ? фио) было предоставлено жилое помещение общей площадью 57,4 кв.м, расположенное по адресу: адрес, 14-е Почтовое отделение, д. 371, кв. 68.
По данным Единого государственного реестра недвижимости, на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано право общей долевой собственности за супругой фио - фио, паспортные данные (брак расторгнут дата) и сыном - фио по ? доли каждому. Указанное жилое помещение, предоставленное по адрес, фио сдано им не было.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд на основании положений пункта 3 адресст. 49 адреса РФ, ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от дата N 1280 пришел к выводу, что право на обеспечение жильем на безвозмездной основе от Минобороны России предоставляется один раз при условии обязательной сдачи военнослужащим ранее полученного им по месту прохождения военной службы жилого помещения.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат требованиям закона и сделаны при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п. 17 вышеуказанной Инструкции, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендованному образцу.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
В дата истец, будучи военнослужащим, был назначен для дальнейшего прохождения службы в адрес и в связи с убытием к новому месту прохождения военной службы из квартиры в адрес выбыл.
Редакция пункта 17 Инструкции не оговаривает случаи не освобождения военнослужащим жилого помещения в случае его убытия к новому месту прохождения службы, а рекомендуемый образец справки о сдаче жилья (приложение N 10) содержит несколько условий ее выдачи: "сдал", "оставил бывшим родственникам", "приватизировал".
С дата по настоящее время истец зарегистрирован по адресу последнего места службы ( адрес), после увольнения проживает в жилом помещении по адресу: адрес на условиях договора поднайма, жилого помещения для постоянного проживания не имеет, в квартире в адрес не проживает 17 лет.
Таким образом, в настоящее время фио каким-либо жилым помещением не обеспечен, с дата зарегистрирован по последнему месту службы, при этом, из квартиры в адрес выбыл не по собственной инициативе, а в связи с убытием к новому месту службы, в связи с чем, в силу п. 1 части 1 адресст. 51 адреса РФ подлежит принятию на жилищный учет для получения жилого помещения.
Действующее законодательство, в том числе, п. 3 адресст. 49 адреса РФ, а также Федеральный закон N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержат норм об однократном обеспечении жилым помещением, поскольку основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст. ст. 51 и 53 Жилищного кодекса РФ.
Выводы суда первой инстанции об однократной реализации права на обеспечение жильем на безвозмездной основе от Минобороны России при условии обязательной сдачи военнослужащим ранее полученного им по месту прохождения военной службы жилого помещения противоречат п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", где указано, что в случае если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом, и не может представить документы о его освобождении, обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если такая справка объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, но имеются другие основания, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения, в связи с чем, решение Департамента жилищного обеспечения Минобороны России N Р-11306/2019 от дата является незаконным.
Учитывая, что вопрос о принятии фио на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, находится в компетенции Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, указанный орган не может быть лишен права на проведение повторной проверки по другим основаниям поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным решения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России N Р-11306/2019 от дата, обязании Департамента жилищного обеспечения Минобороны России повторно рассмотреть заявление фио о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск фио к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающегося в жилых помещениях- удовлетворить частично.
Признать решение Департамента жилищного обеспечения Минобороны России N Р-11306/2019 от дата незаконным.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть заявление фио о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.