Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Шипиковой А.Г, Кочергиной Т.В,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Агасян А.Л. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 14 мая 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Агасян А.Л. к ДГИ города Москвы об обязании предоставить земельный участок,- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Агасян А.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании предоставить ей, как матери многодетной семьи, земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В обосновании искового заявления истец указала, что ее семья многодетная, а потому имеет право на получение земельного участка.
Истец обратился с заявлением в Департамент имущества города Москвы, с заявлением о предоставлении ей земельного участка. Ответчик в предоставлении земельного участка истцу отказал, что подтверждается уведомлением ответом от 19.12.2018 г.
Истец сочла действия ответчика неправомерными, что послужило основанием для предъявления иска в суд.
Истец Агасян А.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Нагорная М.Ю. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам возражений, в которых указала, что в настоящее время земельные участки по объективным причинам не выдаются.
Третье лицо Правительство Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Агасян А.Л.
На заседание суда апелляционной инстанции истец Агасян А.Л, представитель Департамента городского имущества г. Москвы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтовых отправлении, о причине неявки не сообщили, возражений не представили, сведениями о том, что неявка сторон имеет место по уважительной причине, суд апелляционной инстанции не располагает, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, пришла к выводу о рассмотрении дела в отсутствие сторон
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
Как установлено судом первой инстанции, истец Агасян А.Л. является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением N***, выданным 11.01.2016 г.
03 декабря 2018 года семья истца обратилась в Департамент городского имущества г.Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка как многодетной семье.
Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 19 декабря 2018 года N **** заявителю разъяснено, что любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. В городе Москве в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", все земли относятся к категории земель населенных пунктов, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. При этом земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения, в городе Москве не имеется. Вместе с тем, к настоящему моменту в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков в городе Москве зарегистрировано значительное число граждан. По принятым заявлениям земельные участки по мере возможности выделялись исходя из наличия земельного фонда на адрес и сопредельных с ней областей, приобретенного за счет бюджетных средств города Москвы, с учетом постановки граждан на учет и имеющихся у них льгот. Принимая во внимание ограничения, по имеющемуся земельному фонду на адрес и сопредельных с ней областей, предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков, а также прием новых заявлений на предоставление таких земельных участков в настоящее время не осуществляется в целях предотвращения формирования необеспеченных обязательств перед гражданами.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд верно исходил из того, что нарушений жилищных прав истца и ее семьи Департаментом городского имущества г. Москвы не допущено, поскольку в настоящее время законодательством г.Москвы не установлен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, а также порядок постановки их на очередь на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в г. Москве, в том числе по причине отсутствия у города Москвы таковых земельных участков.
При этом судом верно отмечено, что за счет средств бюджета города Москвы многодетным семьям, имеющим место жительства в городе Москве, установлены различные меры социальной поддержки: денежные выплаты (ежемесячные, ежегодные), льготы, материальная помощь, которые закреплены Законами города Москвы от 23.11.2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и от 09.07.2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", а также другими нормативно-правовыми актами города Москвы.
Судебная коллегия с выводами суда об отказе в удовлетворении иска соглашается, поскольку данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства и правильно установленных фактических обстоятельствах дела.
Департамент городского имущества г. Москвы, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы и земельными участками, находящимися на территории г.Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, предоставление земельных участков для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства и постановка на учет с целью предоставления таких участков не входит в компетенцию Департамента городского имущества г. Москвы, поскольку на территории города Москвы такие земельные участки отсутствуют, а Департамент городского имущества города Москвы не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися на территории других субъектов Российской Федерации, предназначенных для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства.
При этом ранее регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществлялись органами местного самоуправления отдельно в целях формирования персонального состава членов садоводческих и дачных некоммерческих объединений. Полномочия по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на основании списков граждан, подавших в установленном порядке соответствующие заявления, были возложены на префектуры административных округов города Москвы.
Между тем, постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2013 года N 76-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП" внесены изменения в указанное постановление, согласно которым префектуры административных округов города Москвы прекратили осуществление полномочий по формированию персональных составов членов садоводческих некоммерческих объединений на согласованных земельных участках. В настоящее время такие полномочия никакому другому органу власти города Москвы не переданы и прием новых заявлений на предоставление садовых, огородных или дачных земельных участков в настоящее время не осуществляется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 14 мая 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Агасян А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.