Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Митрофановой Г.Н,
судей Мошечкова А.И, Свиренко О.В,
с участием прокурора Вдовичева В.Ю,
при помощнике Каспар А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Кулуа М.Ч, Кулуа Г.К, Кулуа М.С. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 г, которым постановлено:
Иск ДГИ г. Москвы удовлетворить.
Выселить Кулуа Мзиану Чичикоевну, Кулуа Георгия Карловича, Кулуа Марию Сергеевну, несовершеннолетних Кулуа Давида Георгиевича и Кулуа Василису Георгиевну из квартиры, расположенной по адресу: *** в квартиру по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по месту жительства и постановкой на регистрационный учет по адресу: ***.
Кулуа Мзиане Чичикоевне, Кулуа Георгию Карловичу, Кулуа Марии Сергеевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Кулуа Давида Георгиевича и Кулуа Василисы Георгиевны в удовлетворении исковых требований к ДГИ г. Москвы - отказать,
УСТАНОВИЛА:
ДГИ г. Москвы обратилось в суд с иском к Кулуа М.Ч, Кулуа Г.К, Кулуа М.С, несовершеннолетним Кулуа Д.Г. и Кулуа В.Г. в лице законного представителя Кулуа М.С. о выселении из квартиры N ***, расположенной по адресу: ***, и переселении в предоставленную ответчикам квартиру по адресу: ***, со снятием с регистрационного учета по месту жительства и постановкой на регистрационный учет по адресу: ***, мотивируя тем, что ответчики зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире N 87, расположенной по адресу: ***. Указанный дом, в соответствии постановлением Правительства Москвы от 09.10.2018 N 1233-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы", постановлением от 27.09.2011 N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы" подлежит сносу. Истцом в целях реализации жилищных прав, ответчикам была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира большей площади по адресу: г. Москва, ул. Большая Марьинская, д. 11, кв. 63. Вместе с тем, согласия ответчиков на переселение в указанную квартиру не получено, что и послужило поводом для обращения в суд с данным исковым заявлением.
Ответчики Кулуа М.Ч, Кулуа Г.К, Кулуа М.С, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних Кулуа В.Г. и Кулуа Д.Г, обратились со встречным исковым заявлением к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения N 37636 от 08.11.2018 о снятии с жилищного учета, обязании ДГИ г. Москвы предоставить истцам жилье из расчета 18 кв.м. на человека. Мотивировали тем, что распоряжение о снятии с жилищного учета является незаконным, нарушает права истцов, при принятии распоряжения Департаментом городского имущества г. Москвы был неправильно произведен расчет уровня обеспеченности граждан, при переселении семье подлежит предоставлению квартира из расчета 18 кв.м. на человека.
Представитель ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Ответчики Кулуа М.Ч, Кулуа М.С. в судебное заседание не явились.
Ответчик Кулуа Г.К, представляющий также на основании доверенности интересы ответчиков Кулуа М.Ч, Кулуа М.С. в судебное заседание явился, против переселения в предложенную департаментом квартиру возражал, требования встречного искового заявления поддержал.
Представитель третьего лица УФМС России по г. Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам жалобы просят ответчики Кулуа М.Ч, Кулуа Г.К, Кулуа М.С.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора Вдовичева Ю.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам регулируются Законом г. Москвы N 21 от 31.05.2006 г. "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного Закона города Москвы, переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона, размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы. Размер субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность составляет 100 процентов и определяется в соответствии с правовыми актами города Москвы.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение, расположено по адресу: ***, и относится к государственному жилищному фонду социального использования.
Указанную квартиру на основании договора социального найма от 06.07.2009 N 5217-01-2008-1187928 занимают ответчики.
Квартира состоит из двух комнат, имеет площадь жилого помещения - 37,6 кв.м, общую площадь - 36,2 кв.м, жилую площадь - 23,8 кв.м.
В указанной квартире по месту жительства зарегистрированы: Кулуа Мзиана Чичикоевна, Кулуа Георгий Карлович, Кулуа Мария Сергеевны и несовершеннолетние Кулуа Давид Георгиевич и Кулуа Василиса Георгиевна.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.10.2018 N 1233-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2018-2021 годы" и Государственной программой города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП, дом по адресу: *** подлежит отселению и сносу.
Для переселения ответчиков по договору социального найма, Департаментом городского имущества г. Москвы ответчикам, на основании распоряжения N 44572 от 21.12.2018, была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ***, площадью жилого помещения - 53,5 кв.м, общей площадью - 52,4 кв.м, жилой площадью - 33 кв.м.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в п. 37 указано, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ( статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления ( статья 50 ЖК РФ)), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете ( статья 55 ЖК РФ).
Оценив собранные доказательства в их совокупности, районный суд пришел к выводу о том, что ДГИ г. Москвы при переселении предоставило ответчикам жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства, расположенное в районе проживания ответчиков.
Из материалов дела также следует, что семья Кулуа 24.11.2017 распоряжением N 39837 была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетное дело N 52-01-952340-2017-0001.0.
Распоряжением N 27636 от 08.11.2018 (в редакции распоряжения N 1220 от 21.01.2019 о внесении изменений в распоряжение N 37636 от 08.11.2018) семья Кулуа снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по адресу: *** в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования).
При принятии распоряжения о снятии с жилищного учета, и расчете имущественной обеспеченности семьи Кулуа, ДГИ г. Москвы руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе, ст. 56 ЖК РФ, ч. 1 ст.2, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", п. 3 ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 16 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения". Произведенный департаментом расчет имущественной обеспеченности судом проверен, признан арифметически и методологически верным.
При таком положении районный суд отказал в удовлетворении встречных исковых требований Кулуа о предоставлении жилого помещения из расчета 18 кв.м на члена семьи и о признании распоряжения ДГИ г. Москвы о снятии с жилищного учета незаконным и удовлетворил иск ДГИ г. Москвы о выселении ответчиков из квартиры по адресу *** в квартиру по адресу*** и снятии их с регистрационного учета по месту жительства с последующей постановкой на регистрационный учет по новому адресу.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, а доводы апелляционной жалобы Кулуа М.Ч, Кулуа Г.К, Кулуа М.С. отклоняет, как несостоятельные.
Вопреки доводам апелляторов, они выселены из жилого помещения по основанию ст. 86 ЖК РФ в другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы N 7 от 25.01.2006 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом.
В силу ст. 2 Закона г. Москвы N 7 малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной Законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы N 7 расчет дохода членов семьи за расчетный период (то есть имущественная обеспеченность) определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы N 7 отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы семья Кулуа сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований для получения жилого помещения по договору социального найма (безвозмездного пользования), в связи с тем, что имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости жилого помещения, необходимого семье.
Согласно указанному распоряжению, стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести семье истца для обеспечения по норме предоставления общей площади жилого помещения на одного человека, составляет 4803508 руб.
Имущественная обеспеченность определена, как стоимость имущества, находящегося в собственности заявителей и подлежащего налогообложению 00 руб. 00 коп, и как сумма дохода членов семьи за расчетный период 4862273 руб.
При расчете имущественной обеспеченности семьи Кулуа, ДГИ г. Москвы исходил из расчетного периода 20 лет - 240 месяцев ( п. 1 ст. 3 указанного Закона), определило его в сумме 28867130 руб. 40 коп, что в разы превышает стоимость квартиры по норме предоставления.
Апелляторы полагали, что в связи с переселением необходимо учитывать их доход за два года, что не соответствует как положениям указанного закона, так разъяснениям п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", из анализа которых вытекает, что сам факт выселения по основанию ст. 88 ЖК РФ не создает для выселяемого гражданина дополнительное преимущество в части обеспечения жильем по норме предоставления, следовательно, не уменьшает расчетный срок с 20 до 2 лет при определении имущественной обеспеченности семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом требований закона, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Кулуа, поскольку расчет имущественной обеспеченности их семьи был правильно произведен ответчиком в соответствии с Законом города Москвы от 25.01.2006 года N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылки в апелляционной жалобе, судом второй инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.