Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В, Михайловой Р.Б,
с участием прокурора Оглио Е.Ф,
при секретаре Алексееве М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-364/2018 по административному исковому заявлению ОМВД России по району Чертаново Северное г. Москвы к Шелухину Владимиру Анатольевичу об установлении административного надзора
по апелляционному представлению Чертановского межрайонного прокурора г. Москвы и апелляционной жалобе административного ответчика Шелухина В.А. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения прокурора Оглио Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОМВД России по району Чертаново Северное города Москвы обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шелухину Владимиру Анатольевичу, * года рождения, об установлении административного надзора сроком до погашения судимости, а именно до 19.02.2026 года, с установлением следующих ограничений: обязать являться для регистрации в ОМВД России по району Чертаново Северное г Москвы два раза в месяц; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участвовать в указанных мероприятиях.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года постановлено:
"Установить административный надзор в отношении Шелухина Владимира Анатольевича, * года рождения, проживающего по адресу: *, сроком до погашения судимости, а именно до 19.02.2026, с установлением следующих ограничений:
- обязать являться для регистрации в ОМВД России по району Чертаново Северное г.Москвы два раза в месяц;
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участвовать в указанных мероприятиях".
В апелляционном представлении Чертановский межрайонный прокурор ЮАО г. Москвы просит об изменении решения суда, дополнении резолютивной части решения указанием на то, что ответчику установлен административный надзор с даты окончания условно-досрочного освобождения, а именно с 20 мая 2019 года.
В апелляционной жалобе Шелухин В.А. просит об отмене решения суда, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального права, отсутствии правовых оснований для установления ему административного надзора.
В заседание судебной коллегии административный ответчик и представитель административного истца не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания не ходатайствовали, об уважительных причинах неявки не сообщили; руководствуясь статьями 150 и 152 КАС РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Прокурор Оглио Е.В. в заседании суда апелляционной инстанции апелляционное представление поддержала, в удовлетворении апелляционной жалобы Шелухина В.А. просила отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Оглио Е.Ф, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обращаясь в суд, ОМВД России по району Чертаново Северное города Москвы указывало на то, что Шелухин В.А. был осужден за совершение тяжкого преступления к наказанию в виде лишения свободы, отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области в исправительном учреждении особого режима; по постановлению Ковровского городского суда Владимирской области от 07.02.2018 г. Шелухин В.А. был освобожден от отбытия наказания условно-досрочно на 1 год 2 месяца 20 дней (до 20 мая 2019 года) с возложением на него определенных обязанностей. Шелухин В.А. состоит на профилактическом учете в ОМВД России по району Чертаново Северное г. Москвы как лицо, ранее судимое за совершение тяжкого преступления при наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений.
Рассматривая административное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об удовлетворении административного иска.
При этом суд исходил из того, что согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора являются предупреждение совершения совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При рассмотрении административного дела было установлено, что Шелухин В.А. приговором Чертановского районного суда г. Москвы от 26 июня 2015 г. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по ч. 3, ст. 30, п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В его действиях установлено наличие особо опасного рецидива преступлений.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 12.08.2015г. назначенное приговором Чертановского районного суда г.Москвы от 26.06.2015г. наказание изменено и назначено к отбытию 4 года 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима; окончание срока - 27 апреля 2019 года.
Шелухин В.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области с 28.04.2015г. по 20.02.2018г.
По постановлению Ковровского городского суда Владимирской области от 07.02.2018 г. Шелухин В.А. 20 февраля 2018 года был освобожден от отбытия наказания условно-досрочно на 1 год 2 месяца 20 дней (до 20 мая 2019 года) с возложением на него обязанностей: явиться на регистрацию не позднее 15-дневного срока со дня освобождения из-под стражи, не менять постоянного места жительства без уведомления ОМВД, не совершать нарушений общественного порядка, трудоустроиться в течение 30-ти суток.
Шелухин В.А. состоит на профилактическом учете в ОМВД России по району Чертаново Северное г. Москвы как лицо, ранее судимое за совершение тяжкого преступления.
Срок судимости истекает 19.02.2026 г.; судимость ответчика не снята и не погашена.
Поскольку Шелухин В.А. осужден за совершение преступления, относящегося в силу ч. 4 ст.15 УК РФ к категории тяжких, в его действиях в соответствии со ст.ст. 18 и 63 УК РФ установлен особо опасный рецидив преступлений, суд пришел к выводу о том, что в отношении Шелухина В.А. подлежит установлению административный надзор на срок до погашения судимости с установлением ему испрашиваемых надзорным органом ограничений, которые будут в рассматриваемом случае отвечать задачам индивидуального профилактического воздействия на лицо в целях защиты государственных и общественных интересов.
Названные суждения суда признаются судебной коллегией по существу правильными, основанными на положениях закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и материалах дела; соответствующими фактическим обстоятельствам и подтвержденными доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном или особо рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку установлено, что административный ответчик подпадает под категорию лиц, в отношении которых законом предусмотрено установление административного надзора - имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции с учетом его личности, общественной опасности совершенных им преступлений пришел к правомерному выводу о необходимости установления административного надзора с применением вышеозначенных ограничений, что соответствует требованиям законодательства, обусловлено интересами общественной безопасности, является необходимым и соразмерным, соответствует задачам и целям административного надзора, которыми являются предупреждение совершения Шелухиным В.А. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор установлен лицу в соответствии с законом на срок до погашения судимости, а именно до 19 февраля 2026 года.
Доводы апелляционной жалобы осужденного об ущемлении его прав и преждевременности установления административного надзора на законность оспариваемого решения не влияют. Если поднадзорное лицо будет добросовестно соблюдать административные ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризоваться по месту работы и (или) месту жительства то, в соответствии с частям 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор в отношении него может быть досрочно прекращен, судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 г. N 22).
При этом судебная коллегия отмечает, что согласно пункту 1 части 3 статьи 273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора и конкретные административные ограничения, установленные судом.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в решении суда об установлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суда в нарушение части 3 статьи 273 КАС РФ и вышеуказанных разъяснений срок, с которого Шелухину В.А. с учетом его условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, установлен административный надзор, конкретно не указан.
В этой связи, на данное решение суда прокурором подано апелляционное представление, которое судебная коллегия считает необходимым удовлетворить.
Материалами административного дела подтверждается, что Шелухин В.А. был освобожден по постановлению суда от отбытия наказания условно-досрочно на 1 год 2 месяца 20 дней (до 20 мая 2019 года). При таких данных, решение суда необходимо изменить, дополнив его резолютивную часть указанием на то, что в отношении административного ответчика административный надзор установлен с даты окончания условно-досрочного освобождения, то есть с 20 мая 2019 года.
В остальной части решение суда изменению и отмене не подлежит, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к этому по материалам административного дела, изученным доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление Чертановского межрайонного прокурора ЮАО г. Москвы удовлетворить.
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года изменить, дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что Шелухину Владимиру Анатольевичу установлен административный надзор с даты окончания условно-досрочного освобождения, то есть с 20 мая 2019 года.
В остальной части решение Чертановского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шелухина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.