Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, А.В. Тиханской,
при секретаре М.В. Алексееве рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя ООО "Редакция Открытые медиа" по доверенности В.В. Шахова на решение Таганского районного суда г. Москвы от 4 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению В.В. Шахова в интересах ООО "Редакция Открытые медиа" о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) N 04-27165 от 22.03.2019; о возложении обязанности на Роскомнадзор устранить допущенные нарушения прав и свобод ООО "Редакция Открытые медиа" и рассмотреть заявление о регистрации средства массовой информации (СМИ) - сетевого издания "Открытые медиа" в установленном законом порядке, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
ООО "Редакция Открытые медиа" обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование своих доводов указано на безосновательность акта Роскомнадзора N 04-27165 от 22.03.2019, которым по существу не принято решение о регистрации СМИ - сетевого издания "Открытые медиа" и указано на необходимость предоставления сведений, подтверждающих соблюдение ООО "Редакция Открытые медиа" требований п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Полагает, что все необходимые документы для регистрации СМИ предоставлены, поэтому требования о предоставлении дополнительных документов, является незаконным.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 4 июня 2019 года постановлено в удовлетворении исковых требований В.В. Шахова в интересах ООО "Редакция Открытые медиа" отказать.
В апелляционной жалобе представителя ООО "Редакция Открытые медиа" по доверенности В.В. Шахова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ООО "Редакция Открытые медиа" по доверенности - В.В. Шахов поддержал доводы жалобы.
Представитель Роскомнадзора по доверенности Р.Л. Агаджанян просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что 8 февраля 2019 года ООО "Редакция Открытые медиа" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с заявлением о регистрации средства массовой информации - сетевого издания "www.openmedia.ru.net".
К заявлению о регистрации средства массовой информации - сетевого издания "www.openmedia.ru.net" приложены следующие документы: доверенность от 1 января 2018 года на имя С.Е. Костина, платежные документы об оплате государственной пошлины и пояснительная записка к ним, выписка АО "Региональный Сетевой Информационный Центр", список участников ООО "Редакция Открытые медиа" по состоянию на 12 декабря 2018 года, копия паспорта учредителя ООО "Редакция Открытые медиа" Н.А. Чичикало, копия паспорта генерального директора ООО "Редакция Открытые медиа" Панова А.А, копия паспорта главного редактора средства массовой информации - сетевого издания "Открытые медиа" Ю.П. Ярош, устав ООО "Редакция Открытые медиа", письмо генерального директора ООО "ОВ" о согласии на использование ООО "Редакции Открытые медиа" в наименовании сетевого издания названия "Открытые медиа", сведения о фактическом местонахождении средства массовой информации - сетевого издания "Открытые медиа", решение учредителя ООО "Редакции Открытые медиа" N 1 от 20 ноября 2018 года, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения, выписка из ЕГРЮЛ. (14-15).
22 марта 2019 года решением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 04-27165 ООО "Редакция Открытые медиа" предложено предоставить сведения, подтверждающие соблюдение ООО "Редакция Открытые медиа" требований п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (л.д. 68).
Не соглашаясь с решением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 04-27165 от 22 марта 2019 года генеральный директор ООО "Редакция Открытые медиа" обратился в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с жалобой.
Решением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 8 апреля 2019 года отказано в удовлетворении жалобы генерального директора ООО "Редакция Открытые медиа" А.А. Панова на качество предоставления государственной услуги по регистрации средства массовой информации - сетевого издания "Открытые медиа".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд исходил из наличия законных оснований для принятия надзорным органом оспариваемого решения.
С указанным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В соответствии с п. 1 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Положение), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В силу п. 5.1 Положения Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
В соответствии с подпунктом 5.4.1 Положения к компетенции Роскомнадзора отнесены полномочия по регистрации средств массовой информации.
Регистрация средства массовой информации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Закон о СМИ).
Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона о СМИ рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации осуществляется регистрирующим органом в течение тридцати рабочих дней с даты его поступления.
На основании ч. 2 ст. 10 указанного Закона к заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечни таких документов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона о СМИ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 г. N 1107 (Перечень).
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 13 Закона о СМИ заявление о регистрации средства массовой информации возвращается без рассмотрения в случае нарушения требований ч. 3 ст. 8 или ч. 1 ст. 10 Закона о СМИ.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.
Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, такой редакцией, такой организацией, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.
Конституционный суд, в своем Постановлении от 17.01.2019 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в связи с жалобой гражданина Е.Г. Финкельштейна" указал, что федеральный законодатель, вводя ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание, стремился воспрепятствовать установлению контроля над учредителями средств массовой информации со стороны иностранных лиц и оказанию ими влияния на принятие стратегических решений, поскольку в отдельных случаях такое влияние может угрожать информационной безопасности государства и наносить вред правам и свободам российских граждан. Указанные задачи согласуются с целями, изложенными в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 646), согласно которой реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации (пункт 9).
Согласно ст. 7 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации и сетевого издания в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
Не может выступать учредителем:
гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Анализ вышеприведенных законоположений и Постановления Конституционного Суда РФ свидетельствует о правильности вывода суда относительно законности требования надзорного органа о предоставлении вышеуказанной дополнительной информации.
Так, предложение о предоставлении сведений, подтверждающих соответствие учредителя средства массовой информации требованиям статьи 7 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" не является отказом в регистрации средства массовой информации и не препятствует повторному обращению учредителя средства массовой информации в регистрирующий орган с заявлением о регистрации средства массовой информации после устранения нарушений, послуживших причиной возврата заявления.
Указание на необходимость предоставления сведений, подтверждающих административным истцом требований, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О средствах массовой информации" обусловлено тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона "О средствах массовой информации" учредителем не может выступать объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону.
Представленный пакет документов не позволял Роскомнадзору сделать вывод о соответствии учредителя вышеозначенной статьи Закона "О средствах массовой информации", в связи с чем данное требование в полной мере согласуется с требованиями вышеприведенных законоположений.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 4 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.