Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Гордеевой О.В,
при секретаре Карасевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-308/2019 по административному исковому заявлению Назаровой Елены Владиславовны, Устиновой Нины Васильевны к начальнику Управления по предоставлению государственных услуг в жилищной сфере Департамента городского имущества г. Москвы Ильясовой Кадрии Ильдаровне, Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании действий (бездействия) должностного лица и обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца Назаровой Е.В, представителя административного истца Устиновой Н.В. по доверенности Назаровой Е.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назарова Е.В, Устинова Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие начальника Управления по предоставлению государственных услуг в жилищной сфере ДГИ г. Москвы Ильясовой К.И, обязать ДГИ г. Москвы устранить допущенные нарушения, выдать расширенную справку о зарегистрированных правах на объект жилого фонда по состоянию на 31 января 1998 года по адресу: *.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что 14 марта 2019 года Назарова Е.В. обратилась в службу "Одного окна" ДГИ г. Москвы с жалобой на нарушение порядка предоставления государственной услуги, в обоснование доводов жалобы указала, что 08.02.2019 был подан запрос о предоставлении государственной услуги "Предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года на объекты жилищного фонда", с приложением копии паспорта и оригинала запроса нотариуса. 13.03.2019 через службу "Одного окна" Департамента получен ответ N ДИ-ГР-5726/19-1 от 20.02.2019, который был обжалован Назаровой Е.В. как несоответствующий Регламенту и нарушающий порядок предоставления государственной услуги. В связи с не предоставлением решения по результатам рассмотрения жалобы административным истцом Назаровой Е.В. 01.04.2019 подана жалоба на нарушение порядка рассмотрения жалобы и отказ в предоставлении государственной услуги, в тот же день на электронную почту Назаровой Е.В. поступило сообщение от начальника Управления по предоставлению государственных услуг в жилищной сфере ДГИ г. Москвы Ильясовой К.И, которое не является решением, принятым в соответствии с Административным регламентом.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований Назаровой Елены Владиславовны, Устиновой Нины Васильевны к начальнику Управления по предоставлению государственных услуг в жилищной сфере Департамента городского имущества г. Москвы Ильясовой Кадрии Ильдаровне, Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании действий (бездействий) должностного лица и обязании устранить допущенные нарушения - отказать".
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней административные истцы Назарова Е.В, Устинова Н.В, просят отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверив решение, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Рассматривая настоящее административное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать, правомерно при этом исходил из того, что фактов незаконного бездействия ДГИ г. Москвы и его должностного лица, о которых заявляют административные истцы, не установлено, на все обращения административного истца Назаровой Е.В. Департаментом городского имущества г. Москвы предоставлены ответы, в которых административному истцу неоднократно разъяснялся порядок предоставления государственной услуги; Департамент городского имущества г. Москвы является органом исполнительной власти города Москвы и осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере деятельности, установленной Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (часть 1 статьи 45 Устава города Москвы, принятого Законом города Москвы от 28 июня 1995 года), в том числе выдает расширенную справку о жилищных правах, вместе с тем, административные истцы за получением такой государственной услуги в установленном порядке не обращались, не лишены возможности обратиться за предоставлением государственной услуги в установленном законом порядке.
Названные суждения суда первой инстанции признаются судебной коллегией, подробно исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора, правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам.
Так, п рименительно к предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела судом было установлено, что административный истец Назарова Е.В. неоднократно обращалась по вопросу предоставления расширенной справки о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года правах на объект жилищного фонда, а именно: N ДГИ-21132/19-(0)-0 от 08.02.2019; N 1313304, N 1313326 от 13.03.2019, N ДГИ-44664/19-(0)-0 от 14.03.2019; N 1339585; N ДГИ-57399/19-(0)-0 от 01.04.2019; N 1339630 от 01.04.2019; обращения заявителей имели место быть в службу "Одного окна" ДГИ г. Москвы и не по установленной форме; на все обращения административного истца Назаровой Е.В. Департаментом городского имущества г. Москвы предоставлены ответы, в которых административному истцу неоднократно разъяснялся порядок предоставления государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 6, части 1 статьи 12 этого же Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг; органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Органы исполнительной власти осуществляют свою компетенцию в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений.
В соответствии с пунктом 2.4.1.1 Приложения N 1 "Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП (далее - Регламент), для получения справки о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года правах на объект жилищного фонда и/или справки о переходе прав на объект жилищного фонда до 31 января 1998 года - в качестве заявителей выступают физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (информации); документы, представляемые заявителем - физическим лицом; запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (далее - запрос). Запрос оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту. При обращении заявителя - физического лица в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму (пункты 2.5.1-2.5.1.1.1 Регламента).
Для получения расширенной справки о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 г. правах на объект жилищного фонда (с указанием реквизитов правоустанавливающих документов), архивной копии дополнительно к документам, указанным в пунктах 2.5.1.1.1-2.5.1.1.4 настоящего Регламента, представляется запрос нотариуса с указанием наследодателя, лица, имеющего право на наследование по завещанию или по закону имущества наследодателя (далее - наследник), заверенный личной подписью нотариуса и оттиском его личной печати (далее - запрос нотариуса), - при обращении наследника или его представителя (пункт 2.5.1.1.5. Регламента).
Для получения расширенной справки о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 г. правах на объект жилищного фонда (с указанием реквизитов правоустанавливающих документов) - в отношении объекта жилищного фонда наследодателя, архивной копии - в отношении правоустанавливающих документов, стороной по которым являлся наследодатель, составленных (вынесенных) в отношении наследодателя, дополнительно к документам, указанным в пунктах 2.5.1.2.1 - 2.5.1.2.3 настоящего Регламента, представляется запрос нотариуса (пункт 2.5.1.2.4 Регламента).
Документы, указанные в пункте 2.5.1 настоящего Регламента (за исключением документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.1-2.5.1.1.3, 2.5.1.1.6.3, 2.5.1.1.7.2, 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.2, 2.5.1.2.3 настоящего Регламента) при личном обращении заявителя могут быть представлены в копиях с обязательным предъявлением оригинала. После сверки копий с оригиналами последние возвращаются заявителю. На копиях документов должностным лицом, ответственным за прием (получение) и регистрацию запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, делается отметка об их соответствии оригиналам и ставится подпись с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) (пункт 2.5.6 Регламента).
Документы, указанные в пункте 2.5.1 настоящего Регламента (за исключением документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.1, 2.5.1.1.6.3, 2.5.1.1.7.2, 2.5.1.2.1, 2.5.1.2.5.3 настоящего Регламента), при направлении запроса посредством почтового отправления могут быть представлены в копиях, верность которых должна быть нотариально удостоверена (пункт 2.5.8 Регламента).
Прием запросов осуществляется при личном обращении физических лиц, их законных представителей или иных лиц, уполномоченных заявителем, Многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы по экстерриториальному принципу, а также путем направления запроса в Департамент посредством почтового отправления (пункт 3 Регламента).
Материалами дела подтверждается, что Назарова Е.В. с запросом о предоставлении государственной услуги " расширенная справка о зарегистрированных по состоянию на 31 января 1998 года правах на объект жилищного фонда" в установленном порядке не обращалась, подавала заявление в службу "Одного окна" ДГИ г. Москвы, в то время как для физических лиц подача запроса установлена через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы по экстерриториальному принципу либо путем направления запроса в Департамент посредством почтового отправления либо в электронной форме с использованием Портала; только официальное обращение нотариуса о предоставлении информации о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда допускается через службу "Одного окна" ДГИ г. Москвы; кроме того, запрос не соответствовал утвержденной Регламентом форме для получения соответствующего вида испрашиваемого документа. Обращения и жалобы Назаровой Е.В. были рассмотрены по существу обращений, в установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядке и сроки уполномоченным лицом; заявителю направлены ответы, получение которых не отрицается.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что оснований полагать, что со стороны административного ответчика допущено незаконное, нарушающее права заявителей бездействие при рассмотрении обращений, не имеется; несогласие заявителей с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности решения, действий (бездействия) ДГИ г. Москвы и должностного лица начальника Управления по предоставлению государственных услуг в жилищной сфере ДГИ г. Москвы Ильясовой К.И.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку в ходе рассмотрения дела указанной совокупности условий не установлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. Судебная коллегия также отмечает, что 02 апреля 2019 года временно исполняющая обязанности нотариуса Мироновой И.М. - Комплектова Е.А, подготовила и направила официальный запрос в ДГИ г. Москвы о предоставлении расширенной справки о зарегистрированных правах на объект жилого фонда по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 1401, кв. 37.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Несогласие административных истцов с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права;
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено; юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно; оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ; установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами; положения статьи 180 КАС РФ при принятии решения соблюдены; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней административного истца Назаровой Е.В, представителя административного истца Устиновой Н.В. по доверенности Назаровой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.