Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Калакуре К.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Котова Д.А. по доверенности Орешкиной В.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Котова Д.А. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Федеральной налоговой службы Российской Федерации, обязании совершить действия, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Котов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФНС России, в котором просил признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц Федеральной налоговой службы Российской Федерации по отказу в исключении из сервиса (реестра), содержащего сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) сведений об администартвином истце как об участнике нескольких Обществ (массовом учредителе), об обязании исключить указанные сведения, ссылаясь на то, что данные сведения не соответствуют действительности и нарушают его права.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Котов Д.А. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Орешкиной В.А, которая заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении; представитель административного ответчика ФНС России не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Баженовой А.М, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Судом установлено, что согласно сведениям, имеющимся на сайте www.nalog.ru с использованием сервиса "Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц", Котов Д.А. является руководителем или участником нескольких юридических лиц, то есть имеет признаки "массового" учредителя.
Полагая, что у налогового органа отсутствовали основания для внесения указанных сведений, Котов Д.А. неоднократно обращался в ИФНС по г. Чебоксары, ФНС России с требованием об их исключении из реестра, на которые получил отказ
Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку содержащиеся на сайте ФНС России в сервисе "Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц" формируются автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ; в ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что Котов Д.А. является учредителем (участником) более чем в десяти юридических лицах, в том числе зарегистрированных на территории Чувашской Республики, достоверность данных сведений, а также наличие волеизъявления на включение в состав участников Обществ, административным истцом не опровергнута, следовательно, отказ налогового органа в исключении из сервиса оспариваемых сведений следует признать правомерным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам, подтверждаются собранными по делу доказательствами, являются мотивированным. Оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу подпункта "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержится фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представляемых при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для того, чтобы в едином государственном реестре юридических лиц содержались достоверные сведения с 01.01.2016 вступила в силу новая редакция статьи 11 Закона N 129-ФЗ, дополненная пунктом 5, согласно которому регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
В силу пункта 8 статьи 6 Закона N 129-ФЗ сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Состав сведений, подлежащих размещению в сети Интернет в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, и порядок их размещения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона N 129-ФЗ и подпунктом 5.2.3 (9) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.12.2013 N 115н утвержден Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, в который согласно абзацу 9 пункта 1 входят сведения об учредителях (участниках) юридического лица (полное наименование и ОГРН юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица), в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров (полное наименование и ОГРН); в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) физического лица).
Судебная коллегия отмечает, что содержащиеся в размещенном на сайте ФНС России сервисе "Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц", формируются автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, при этом иная информация при формировании сведений, размещенных в указанном выше сервисе - не используется.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Довод подателя жалобы о том, что ФНС России нарушена процедура ведения ЕГРЮЛ, поскольку законодательством не определен порядок ведения реестра, внесения и исключения участника (физического лица) общества из реестра, подлежит отклонению, поскольку ФНС России при ведении Единого государственного реестра юридических лиц, руководствуется Приказом Минфина России от 05.12.2013 N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения", в связи с чем сведения об административном истце Котове Д.А, являющегося учредителем нескольких юридических лиц, размещенных административным ответчиком в сети интернет на сайте www. nalog. ru являются правомерными.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Котова Д.А. по доверенности Орешкиной В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.