Судебная коллегия по административным деламМосковского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судейСтавича В.В,Тиханской А.В,
рассмотревв порядке упрощенного (письменного) производства по докладу судьи Тиханской А.В.материал N Ма-1874/2019по частной жалобеадминистративного истцаМадатова О.Я.наопределение судьи Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
Отказать в принятии административного искового заявления МадатоваО.Я. к Министру обороны РФ Шойгу С.К, Министерству обороны РФ об оспаривании бездействия органа государственной власти и возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона,
УСТАНОВИЛА:
Мадатов О.Я. обратился в суд с административным искомк министру обороны Российской Федерации Шойгу С.К, в котором просил признать незаконным решение о направлении заявления от 07.05.2019 года некомпетентному лицу, признать незаконным бездействие, выразившееся в неуведомлении заявителя о направлении заявления другому должностному лицу, в нерассмотрении заявления по существу, обязании отменить решение начальника 8 управления ГШ ВС РФ Кузнецова Ю.В. от 05.06.2019 года и рассмотреть заявление в установленном законом порядке.Требования мотивированы тем, что обращался к министру обороны с заявлением, в котором указывал на злоупотребление или превышение должностных полномочий генерал-лейтенанта Кузнецова Ю.В, о противоправных действиях по отношению к семье Мадатовых. На данное обращение получен ответ от лица, чьи действия оспаривались, что, по мнению административного истца, является прямым нарушением закона.
Определением судьи Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 10 июня 2019годав принятии административного иска отказано со ссылкой на то, что оспариваемый ответ не нарушает и не затрагивает прав и свобод административного истца.
В частной жалобе Мадатов О.Я. ставит вопрос об отмене определения, ссылаясь на то, что его требования были связаны с нарушениемположений Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", допущенным должностным лицом при рассмотрении его обращения.
Судебная коллегия на основании части 2 ст. 315 КАС РФ рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
В силу ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, находит, что определение подлежит отмене, как постановленное в с нарушением норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании действия (бездействия) не следует, что им нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в принятии административного искового заявления Мадатова О.Я, судья районного суда руководствовался приведенной нормой процессуального закона и исходил из того, что при рассмотрении поступивших обращений граждан прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не имеется, и пришел к выводу о том, что оспариваемым бездействием права и законные интересы административного истца не затронуты.
Вместе с тем согласиться с таким выводом суда не представляется возможным.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).
В том числе дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный законодатель в рамках реализации дискреционных полномочий предусмотрел, что порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении, в том числе судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулируется КАС РФ.
В качестве одной из задач административного судопроизводства данный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
К таким органам,несомненно, относится Министерство обороны Российской Федерации, обладающее властно-публичными полномочиями.
При рассмотрении обращения гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ( статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
О нарушении таких прав и указывает заявитель, обращаясь с настоящим административным иском; рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации и вытекают из сферы публичных правоотношений; рассмотрение данных требований предполагает проверку законности реализуемого административным ответчиком публичного полномочия по отношению к истцу в связи с его обращением.
Указывая на то, что направленным ответом права административного истца не нарушены, суд первой инстанции предрешает судьбу рассмотрения заявления заранее, что недопустимо, поскольку обстоятельства административного иска не исследовались.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение не может быть признано законным, оно на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. 313, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 июня 2019 года отменить, материал возвратить в районный суд на рассмотрение со стадия принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.