Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре В.В. Сытине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе представителя Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (Госинспекции по недвижимости г. Москвы) по доверенности - Е.Ю. Карташовой и апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы (ДГИ г. Москвы) по доверенности - М.Ю Нагорной на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 года по делу по административному исковому заявлению Е.Н. Карисаловой о признании незаконным акта обследования от 8.12.2016, отказа в предоставлении акта обследования и иных запрошенных материалов, составленных административным ответчиком, которым заявленные требования удовлетворены,
установила:
Е.Н. Карисалова, являясь собственником здания, общей площадью 433, 7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 11, стр. 6 обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги о выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю здания. В предоставлении услуги ей было отказано, в связи с отсутствием оснований для оформления земельно-правовых отношений на земельный участок, поскольку Госинспекцией по недвижимости г. Москвы в ходе проведения проверки использования земельного участка составлен акт от 8.12.2016 о наличии на земельном участке незаконно размещенного объекта, а именно дополнительно возведенных пристроек, надстроек (антресоль 2-го этажа) и подвала общей площадью 179, 3 кв.м, обладающих признаками самовольного строительства.
Свои доводы о незаконности оспариваемого акта Госинспекции по недвижимости по г. Москве, обосновывает отсутствием незаконно размещенного объекта на данном земельном участке.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 1 марта 2019 года постановлено: административный иск Е.Н. Карисаловой о признании незаконным отказа Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы представить акт обследования от 8.12.2016 и иные запрошенные материалы, о признании незаконным акта обследования от 8.12.2016, составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы удовлетворить частично.
Признать незаконным акт о подтверждении факта наличия незаконного размещения объекта N 9000562 от 8.12.2016, составленный Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представителя Госинспекции по недвижимости по доверенности - Е.Ю. Карташовой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В заседании судебной коллегии представители Е.Н. Карисаловой по доверенностям - Е.В. Давыдов, А.А. Лемешев просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Госинспекции по недвижимости г. Москвы по доверенности - Ю.С. Садовская, представитель заинтересованного лица ДГИ г. Москвы по доверенности - В.В. Черемухин поддержали доводы жалобы.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, заблаговременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного постановления в части удовлетворенных требований в апелляционном порядке в связи со следующим.
7.07.2016 Е.Н. Карисалова обратилась в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в Договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Волхонка, д. 11, стр. 6 (кадастровый номер кадастровым номером N 77:01:0001016:28.
Письмом руководителя Департамента городского имущества г. Москвы В.В. Ефимова за N ДГИ-ГР-117892/16-1 от 15.12.2016 Е.Н. Карисаловой дан ответ на ее обращение, которым сообщено об отсутствии оснований для оформления земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001016:28 со ссылкой на наличие акта Государственной инспекции по контролю за использование объектов недвижимости г. Москвы от 8.12.2016 о подтверждении факта наличия на земельном участке незаконно размещенного объекта.
8.12.2016 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено обследование земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Волхонка, д. 11, стр. 6, по результатам которого составлен акт о подтверждении факта наличия незаконного размещения объектов недвижимости на территории вышеозначенного земельного участка, в отношении которых отсутствует разрешительная документация на строительство (реконструкцию), а также сведения о выделении участка для их строительства и размещения. В акте приводится местонахождение таких самовольных конструкций, их размеры и характер, прилагается фототаблица.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого акта Государственной инспекции по недвижимости г. Москвы.
Данные выводы суда судебная коллегия не может признать законными и обоснованными, в связи со следующим.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 (ред. от 27.12.2017) "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
При предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 8).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП (ред. от 18.12.2018) утверждено "Положение о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы"
Согласно ст. 1 Положения государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее - установленная сфера деятельности).
Согласно ст. 4.4.1 Положения Госинспекции по недвижимости г. Москвы осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.
Осуществляет контроль за соблюдением условий договоров аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда. (ст. 4.5.1.)
Является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности. (ст. 4.6.)
При выполнении полномочий собственника объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, проводит мероприятия по осмотру объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, с целью определения фактического состояния и фактического использования объектов нежилого фонда, в том числе предоставленных органам исполнительной власти города Москвы, органам местного самоуправления. (ст. 4.7.)
В соответствии с положениями Административного регламента "Исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП уполномоченные должностные лица Госинспекции по недвижимости при исполнении государственных функций имеют право составлять по результатам проведенных контрольных мероприятий акты проверок и рапорты о результатах планового (рейдового) обследования территорий. (п.п. 1.7.2);
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель лица, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, имеют право знакомиться с результатами плановой, внеплановой проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Госинспекции по недвижимости. (п.п. 1.9.3);
Руководитель или уполномоченный представитель лица, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, обязаны не уклоняться от присутствия при проведении контрольных мероприятий (п.п. 1.10.2.);
Обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченным должностным лицам Госинспекции по недвижимости на объекты нежилого фонда (здания, строения, сооружения, нежилые помещения) и земельные участки (п.п. 1.10.4.);
Присутствовать при проведении плановой, внеплановой проверки (п.п. 1.10.5.);
По результатам исполнения государственных функций составляются акты проверок, рапорты о результатах планового (рейдового) обследования территорий, акты о невозможности проведения соответствующей проверки. (п.п. 1.12.);
В случае выявления нарушений осуществляется направление информации в органы прокуратуры и в государственные органы исполнительной власти о совершенных правонарушениях в случае выявления нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов города Москвы, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Госинспекции по недвижимости, для принятия мер. (п.п. 1.13.).
Согласно п. 2.2. Приложения 1 к Положению "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. (п. 3.3.2.)
Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы. (п. 3.3.3.)
Анализируя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об их обоснованности.
Как указано выше, действия административного ответчика по составлению акта N 9000562 от 8.12.2016 в полной мере соответствовали положениям предписаний действующего законодательства.
Акт составлен должностным лицом Госинспекции по недвижимости г. Москвы по результатам обследования земельного участка и представляет собой документальную фиксацию обстоятельств. Оформление акта произведено с учетом установленных обстоятельств, после чего он был своевременно направлен ДГИ г. Москвы. Данный документ содержит необходимые реквизиты. В акте правомерно изложены характер и описание осмотра.
Суд первой инстанции не учел данные обстоятельства и пришел к необоснованному выводу о незаконности оспариваемого акта.
При таком положении судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным акта обследования от 8.12.2016, в связи с чем оно подлежит отмене в указанной части с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
При этом, судебная коллегия находит верными выводы суда о предоставлении акта административному истцу, что явилось весомым основанием для отказа в удовлетворении искового требования о признании незаконным отказа в предоставлении акта обследования и иных запрошенных материалов, составленных административным ответчиком.
Руководствуясь ст. 309, п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Хамовнического районного суда г. Москвы 1 марта 2019 года отменить в части удовлетворенных требований.
Вынести в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Е.Н. Карисаловой.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.