Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Коневой С.И, Гордеевой О.В,
рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по представлению межрайонного прокурора г. Москвы на определение Симоновского районного суда города Москвы от 1 апреля 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛА:
Басманный межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, в котором просил признать информацию, распространяемую на конкретном интернет- сайте, запрещенной к распространению на территории РФ; обязать административного ответчика внести указанный интернет-сайт в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Определением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 1 апреля 2019 года отказано в принятии указанного административного искового заявления.
В представлении Басманный межрайонный прокурор г. Москвы просит определение судьи отменить, поскольку считает, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия в соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассматривает представление по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощённого (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене определения судьи по следующим основаниям.
Так, отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции, руководствуясь пп. "а", "г" п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению во внесудебном порядке.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ответу, содержащемуся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.) в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим иную распространяемую посредством сети "Интернет" информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона решения о признании информации, не указанной в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судом.
Такие решения принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации устанавливает, в том числе, правовое состояние такой информации.
Между тем, из административного иска не следует, что установлено наличие на указанных сайтах материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
Таким образом, заявленные требования в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" подлежат рассмотрению в судебном порядке.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого определения и направлении материалов по административному исковому заявлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 1 апреля 2019 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению направить в Симоновский районный суд г. Москвы для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.