Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе некоммерческой организации Фонда "В защиту прав заключенных" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2019 года, которым постановлено:
"Отказать некоммерческой организации Фонду "В защиту прав заключенных" к Минюсту России, первому заместителю Министра юстиции Плохому О.А, в удовлетворении требований о признании распоряжения незаконным, необоснованным, исключении из реестра",
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческая организация Фонд "В защиту прав заключённых" обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, первому заместителю Министра юстиции Плохому О.А. о признании незаконным, необоснованным распоряжения от 13.02.2019 N150-р "О включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", исключении из реестра, мотивируя свои требования тем, что правовых оснований для принятия указанного распоряжения не имелось.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представители Министерства юстиции Российской Федерации явились, возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Фонд "В защиту прав заключённых".
В заседание судебной коллегии административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства юстиции Российской Федерации - Рудак Т.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 20 июня 2019 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N150-р НО Фонд "В защиту прав заключенных" включен в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Министерством в адрес учреждения направлено соответствующее уведомление.
Основанием для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, послужили установленные Минюстом России факты ведения организацией политической деятельности в 2016 - 2018 годах и получения иностранного финансирования.
Так, на основании распоряжения Главного управления Минюста России по Москве от 18.12.2018 N 10610 в период с 14.01.2019 по 08.02.2019 в отношении Фонда проведена внеплановая документарная проверка.
По итогам проверки Главным управлением составлен акт, в котором отражено, что в деятельности Фонда выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Согласно Акту в проверяемый период Фондом реализован проект "Защита прав заключенных, содействие их ресоциализации и трудоустройству". Указанный проект реализован в рамках предоставленного гранта Общероссийского общественного движения "Гражданское достоинство" (Договор о предоставлении гранта от 03.08.2015 N 106/2015/1 на сумму...
Согласно информации, имеющейся в распоряжении Главного управления, Фонд в рамках реализации гранта "Против пыток в российских исправительных колониях" (договор гранта N 1086DA, заключенного между Региональной общественной организацией содействия соблюдению прав человека "Горячая линия" и Фондом добровольных взносов ООН в помощь жертвам пыток) сотрудничает с Региональной общественной организацией содействия соблюдению прав человека "Горячая линия" (руководителем которой также является Пономарев Л.А.) и Общероссийским движением "За права человека" (руководитель - Председатель Правления - Пономарев Л.А.) и правозащитным центром "Мемориал" (с последним сотрудничество организовано в рамках дела "Сеть").
Взаимодействие с Региональной общественной организацией содействия соблюдению прав человека "Горячая линия" и Общероссийским движением "За права человека" подтверждается также финансовым отчетом к указанному гранту, путем указания данных организаций как доноров при реализации проекта "Против пыток в российских исправительных колониях".
Согласно Договору о предоставлении гранта от 23.11.2016 N 248/201-3, заключенного с Общероссийским общественным движением "Гражданское достоинство" Фондом реализован проект "Защита прав заключенных, борьба с насилием и пытками в уголовно-исполнительной системе. Противодействие насилию при этапировании". Сумма гранта составила... Срок реализации: 01.01.2017-30.09.2017.
Согласно представленному на проверку содержательному отчету о реализации проекта в декабре 2016 года при непосредственном участии Фонда и Общероссийского общественного движения "За права человека" создан сайт "Территория против пыток" www.stop-torture.info.
Из информации, размещенной на указанном сайте, следует, что проект "Территория против пыток" направлен на помощь заключенным, которые жалуются на побои и пытки в местах лишения свободы в различных регионах России.
Проект "Территория против пыток" существует в рамках уставной деятельности Движения "За права человека" и Фонда и ведёт свою работу при дополнительной поддержке в рамках программы "Human Rights Incubator", реализуемой Межрегиональной общественной организацией Правозащитный центр "Мемориал" (внесен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 21.07.2014) при финансовой поддержке Европейской Комиссии".
Сбор пожертвований проекта осуществляется на сайте:.., а также на сайте Фонда... в разделе "Если Вы хотите помочь".
Сбор добровольных пожертвований, согласно информации, размещенной на сайте Фонда, осуществляется как непосредственно на расчетный счет в... ; так и на Валютный счет... ; а также посредством электронной платежной системы WebMoney: номер кошелька для рублей:.., для евро.., для долларов...
На сайте... есть возможность перевода платежей через дебетовую электронную платежную систему PayPal на счет Исполнительного директора Фонда Пономарева Л.А.
На сайте проекта "Территория пыток" размещены отчеты о работе проекта.
В указанных отчетах содержатся сведения о поступлениях и реализации денежных средств, собранных из добровольных пожертвований.
Грант "Инкубатора Прав Человека", предусматривающий суммарно... на работу адвокатов в период с декабря 2017 г. по сентябрь 2018 г, на сайте проекта указан как финансовые средства, которыми располагает Фонд при реализации проекта "Территория пыток".
На сайте... в отчете о работе проекта за октябрь 2017 года содержатся сведения, что "... в октябре 2017 года в рамках проекта "Территория пыток" были осуществлены поездки адвокатов в Карелию на сумму... Из них... были оплачены за счет грантов (Президентский грант, грант Фонда Бориса Немцова).
В свою очередь "Фонд Бориса Немцова за свободу" зарегистрирован по адресу:...
Согласно отчету для "Фонда Бориса Немцова за свободу" "Фонд Бориса Немцова за свободу" перевел Фонду...
В рамках реализации проекта "Защита прав заключенных, борьба с насилием и пытками в уголовно-исполнительной системе. Противодействие насилию при этапировании", реализуемого в соответствии с грантовым соглашением от 23.11.2016 с Общероссийским общественным движением "Гражданское достоинство" Фондом на постоянной основе издается периодический материал - журнал "Вестник "В защиту прав заключенных".
Данное периодическое издание распространяется бесплатно среди осужденных к лишению свободы лиц и содержит: - краткое изложение основных прав заключенных; - примеры правового регулирования конфликтных ситуаций; - ответы на вопросы заключенных; - пропаганду опыта работы администраций тех колоний, где удается разрешать конфликтные ситуации без применения репрессий; - информацию об условиях содержания в местах предварительного заключения, в местах лишения свободы, полученную из писем и поездок и посещений правозащитниками колоний; - освещение инициатив правозащитников по созданию инспекций, комиссий по расследованию пыток и издевательств над заключенными, деятельности групп быстрого реагирования Фонда, выезжающих в горячие точки нарушений прав заключенных; - информацию и репортажи об общественно-значимых судебных делах; - юридические консультации, новые законы и кодексы, подзаконные акты и инструкции, комментарии независимых юристов к ним, правила обращения в Европейский Суд по правам человека, международные нормы защиты прав человека, международные конвенции и пакты, различные механизмы защиты прав человека (европейские, ООН); - письма заключенных и их родственников (обратная связь); - публикации фрагментов переписки Фонда с чиновниками, ответы, отписки, ответы содержательные, дающие надежду; - опыт и воспоминания сидевших политзеков, диссидентов, основателей российской правозащиты; - статьи известных авторов - журналистов, политиков, социологов, политологов по данной тематике.
Договор о предоставлении Фондом Президентских грантов гранта на развитие гражданского общества N 17-1-006273. Грант предоставлен для реализации проекта "Защита конституционных прав заключенных. Содействие реализации права на ненадлежащее медицинское обслуживание".
Реализация гранта - Предложения о реформе уголовно-исполнительной системы. Согласно аналитическому отчету по итогам реализации вышеназванного проекта разработанные Фондом предложения о реформе уголовно-исполнительной системы направлены в Аппарат Уполномоченного по правам человека, Совет по правам человека при Президенте Российской Федерации.
В сети Интернет 20.07.2018 размещена статья "Российские правозащитники разработали альтернативный доклад для Комитета ООН против пыток".
Организация приняла участие в разработке альтернативного доклада, направленного на попытку изменить государственную политику в сфере выдворения или депортации в Российской Федерации, ситуации на Северном Кавказе, работы общественных наблюдательных комиссий (ОНК), медицинской помощи в местах лишения свободы, работы психоневрологических интернатов.
Согласно статье, размещенной на сайте.., "... помимо официального государственного доклада, комиссия получит альтернативный документ от правозащитников - так ООН пытается получить взвешенную оценку ситуации"... Информация об участии Организации в разработке альтернативного доклада размещена на сайте...
Кроме того, на сайте Фонда размещена статья с заголовком "Мы требуем!", направленная на оказание влияния на реализацию государственной политики "... Современная Россия движется по тем же рельсам, которые привели страну к катастрофе 37-38-го года... ".
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив" и др." отмечено, что признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в установленную названным Федеральным законом систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу тем или иным государственным и общественным институтам, даже если они действуют по поручению и (или) в интересах соответствующих иностранных источников, а потому любые попытки обнаружить в словосочетании "иностранный агент", опираясь на сложившиеся в советский период и, по существу, утратившие свое значение в современных реалиях стереотипы, отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.
В условиях, когда Российская Федерация, как это прямо следует из преамбулы Конституции Российской Федерации, не мыслит себя вне мирового сообщества, получение российскими некоммерческими организациями, принимающими участие в политической деятельности, иностранного финансирования - по смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2010 года N 14-П, - само по себе не может ставить под сомнение лояльность таких организаций по отношению к своему государству. Иное не только было бы несовместимо с конституционной необходимостью обеспечения взаимного доверия и уважения граждан (их объединений) и государства, но и противоречило бы статье 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, возлагающей на государство обязанность охранять достоинство личности и не допускать его умаления. Соответственно, законодательная конструкция некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не предполагает негативной оценки такой организации со стороны государства, не рассчитана на формирование отрицательного отношения к осуществляемой ею политической деятельности и тем самым не может восприниматься как проявление недоверия или желания дискредитировать такую некоммерческую организацию и (или) цели ее деятельности.
Возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.
Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
Как вытекает из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое распоряжение Минюста России основано на законе. НО Фонд "В защиту прав заключенных" получал финансовую поддержку от иностранных источников и причастен к осуществлению политической деятельности.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N 223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N 25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (пп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение ее в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении административного истца в реестр в отсутствие заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования некоммерческой организации Фонд "В защиту прав заключенных", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации Фонд "В защиту прав заключенных" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.