Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Коневой С.И,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-299/2019 по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца Таболина С.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:
Отказать Таболину С.В. в удовлетворении требований к Управлению Росреестра г. Москвы о признании решения незаконным, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Таболин С.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решение от 10.01.2019 г. об отказе в государственном кадастровом учете и в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства- теплотрассу, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права.
В обосновании своих требований Таболин С.В. указал, что в рамках строительства одноквартирного жилого дома по индивидуальному проекту по адресу: ** (далее- жилой дом), за счет собственных средств был построен объект незавершенного строительства - теплотрасса (далее- объект), общей площадью 236,5 кв.м, степенью готовности 95 %. Объект является подземным сооружением и проходит под несколькими земельными участками. 26 марта 2018 года административный истец подал в Управление Росреестра по Москве (далее- Управление) заявление и пакет документов о постановке объекта на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на создаваемый объект незавершенного строительства. 11 апреля 2018 г. Управление вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности. 26 апреля 2018 г. Таболин С.В. представил в Управление документы для устранения причин приостановления регистрационных действий. Однако, уведомлением от 10.01.2019 г. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости. Административный истец считает указанный отказ незаконным, так как в целях устранения нарушений им был предоставлен новый технический план, пояснительная записка о том, что объект в эксплуатацию не сдавался.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Таболин С.В. и его представители Глебов Ю.А, Таболин В.С. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили об их удовлетворении; представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве Макеева Ю.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований; представитель заинтересованного лица ООО Объединение Инженеров "Кадастр-оценка-межевание" по доверенности Демкина С.Д. просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней просит административный истец, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Представителем административного ответчика Управления Росреестра по Москве Макеевой Ю.Д. представлены возражения на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, сочтя возможным на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что в рамках строительства одноквартирного жилого дома по индивидуальному проекту по адресу: **, истцом за счет собственных средств был построен объект незавершенного строительства - "Теплотрасса", общей площадью 236,5 кв.м, степенью готовности 95%. Объект является подземным сооружением.
26 марта 2018 г. административный истец подал в Управление заявление и пакет документов о постановке объекта на кадастровый учет и регистрацию права собственности на создаваемый объект незавершенного строительства.
11 апреля 2019 г. Управление приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Решение мотивировано тем, что в представленной XML - схеме приведены не все сведения о земельных участках, в границах которых расположен объект. Акт приемки в эксплуатацию объекта не представлен. Ранее подавались заявления, в которых указывалось, что объект закончен строительством в 2006 г, ввиду чего возникли сомнения о незавершенности строительства; в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
26 апреля 2018 г. административным истцом представлен технический план здания, сооружения, оптический компакт-диск, а также пояснительная записка о том, что объект в эксплуатацию не сдавался.
20 декабря 2018 г. административным истцом представлено письмо ДЖКХ города Москвы о том, что объект в эксплуатацию не сдавался.
10 января 2019 г. Управлением принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ввиду не устранения недостатков.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом положений действующего законодательства, пришел к выводу, что административный ответчик действовал в соответствии с требованиями закона, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку административным истцом не были представлены необходимые документы на объект незавершенного строительства; Управление приняло решение на основании Закона, в пределах предоставленных полномочий; права и законные интересы административного истца не нарушены.
При этом суд исходил из того, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Статьей 26 Закона о недвижимости предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в частности, в случае не предоставления необходимых для кадастрового учета документов.
Статья 27 Закона о недвижимости предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в том случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В качестве документа-основания для осуществления государственного кадастрового учета был представлен Технический план объекта незавершенного строительства. Технический план подготавливается на основании Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Согласно подпункту 4 пункта 43 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения). Указанное правило также применяется в отношении линейного сооружения, строительство которого не завершено;
Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс расположены на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в ЕГРН, то в графе "3" строки "4" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в графе "3" строки "5" раздела "Характеристики объекта недвижимости" номера кадастровых кварталов, в границах которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Из представленных доказательств следует, что в нарушение пункта 43 требований, в представленной XML -схеме, приведены не все сведения о земельных участках, в границах которых расположено сооружение.
Кроме того, в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Поскольку при проведении правовой экспертизы выявлены причины, препятствующие проведению учетно-регистрационных действий на основании п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости, а также в связи с не устранением заявителем, в установленный Законом о недвижимости срок, обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в соответствии со ст. 27 Закона о недвижимости Управлением в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства (сооружения), расположенного по адресу: г**, протяженностью 236,5 м, степень готовности 95%, правомерно было отказано (решения Управления об отказе N77/011/209/2018-575, 77-0-1-71/31110/2018-76 от 10.01.2019).
Согласно ч.8 ст.24 Закона о недвижимости, п.20 Требований, сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании предоставленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Требования к форме и к подготовке декларации установлены Приложением 4 Требований, согласно п.п.2, 24 которого Декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства. Копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости, а также копии документов, подтверждающих полномочия представителя правообладателя, включаются в состав приложения к Декларации.
В соответствии с ч.5 ст.1 Закона о недвижимости государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Кроме того, согласно ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В противоречие вышеуказанным нормам, административным истцом не было представлено ответчику разрешение на строительство спорного объекта.
Согласно ст.21 Закона о недвижимости, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение прав и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лицах.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по административному делу фактическим обстоятельствам, и нормам закона, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону ( части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, оспариваемое решение, действия административного ответчика соответствуют закону.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что строительство объекта осуществлялось по разрешениям на производство строительно-монтажных работ ль 08.05.2003 N14650 и от 04.08.2003 N14650/1, выданным Инспекцией Мосгосстройнадзора, что подтверждается письмом Мосгосстройнадзора от 20.09.2018 N09-6313/18-1, в котором указано, что строительство теплотрассы было предусмотрено проектом, имеющим положительное заключение Мосгосэкспертизы от 06.12.2002 N152-П2 МГЭ, не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда не опровергают. Указанные документы в материалы реестрового дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность решения суда либо опровергали бы выводы суда, в связи с чем они признаются коллегией несостоятельными и не являются основанием для отмены решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.