Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В, Михайловой Р.Б,
при секретаре Чариковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Тарасюк О.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Тарасюк О. А. к ДГИ г.Москвы о признании действий заместителя начальника Управления ведения жилищного учета Департамента городского имущества города Москвы, по выдаче административному истцу, как заявителю уведомления, как необоснованного и не соответствующего административному регламенту предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; Обязать ДГИ г. Москвы, в том числе и руководителя этого уполномоченного органа, повторно рассмотреть заявление административного истца от 24.12.2017 и принять по нему, как результат предоставления государственной услуги одного из решения, или решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или решение об отказе в предоставлении государственной услуги - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Тарасюк О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным уведомления от 13.02.2018 N 33-5-499/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", мотивируя свои требования тем, что решение по результатам предоставления услуги в надлежащем виде принято не было. Основания для направления уведомления отсутствовали.
В суд первой инстанции стороны не явились, извещались в установленном законом порядке.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Тарасюк О.А.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 24.12.2017 Тарасюк О.А. подано заявление о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявление) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
16.02.2018 Тарасюк О.А. получила уведомление N 33-5-499/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги от 13.02.2018.
Согласно указанному уведомлению Департаментом установлено наличие факта ухудшения жилищных условий в течение срока, установленного законодательством, предшествующего дате подачи запроса.
В соответствии со ст. 10 Закона N29 к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.
Из материалов дела следует, что заявители в составе трех человек, а именно: Тарасюк О.А, Тарасюк А.О, Тарасюк Е.О, проживающие по адресу:.., обратились с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании представленной выписки из домовой книги от 04.12.2017, копии паспорта Тарасюк О.А, заявители зарегистрированы по месту жительства с 21.10.2010 по адресу:...
По данным МосгорБТИ по адресу:.., жилые помещения отсутствуют.
Как следует из представленной копии договора найма специализированного жилого помещения в общежитии от 01.12.2010 N22, выданного Федеральным бюджетным учреждением "Войсковая часть 83466", Тарасюку О.П, с включением в состав членов его семьи: Тарасюк О.А, Тарасюка А.О, Тарасюка Е.Ю. предоставлены две комнаты общей площадью 42,36 кв. м по адресу:.., во временное пользование, на время прохождение военной службы в Федеральном бюджетном учреждении "... ".
Тарасюк О.А, уроженка.., зарегистрирована в городе... по месту жительства и на указанной жилой площади с 21.10.2010 Тарасюк О.А. проживает в городе... - по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет с 2010 года на дату подачи заявления.
Брак между Тарасюк О.А. и. Тарасюком О.П. расторгнут.., Тарасюк О.П. был снят с регистрационного учета по прежнему адресу, в связи с выбытием на место жительства по адресу:...
В соответствии с требованиями ФЗ РФ от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных, данных" ДГИ г.Москвы не имел возможности получить документы на Тарасюка О.П. в порядке межведомственного взаимодействия, поскольку в пакете документов отсутствовало письменное согласие Тарасюка О.П. на обработку его персональных данных.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Тарасюк О.А, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление принято уполномоченным органом, в установленные регламентом сроки, основания для выдачи именно уведомления имели место, факт ухудшения жилищных условий подтвержден материалами дела.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и процессуального права, противоречащими установленным обстоятельствам дела.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 ЖК РФ устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).
Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий.
В силу ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно статье 8 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Порядок и условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 11 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 года, согласно которой для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма, документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы".
Уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от 13.02.2018 N33-5-499/18-(0)-1 Тарасюк О.А. отказано в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", на основании п. 2.10.1.2, 2.10.1.3 вышеназванного Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы", ст. ст. 7, 8, 10 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29, ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, оснований для признания незаконным уведомления Департамента городского имущества города Москвы от 13.02.2018 N33-5-499/18-(0)-1 не имелось, основания для возложения на административного ответчика обязанности принять по итогам рассмотрения заявления иное решение, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о грубом нарушении норм процессуального права не могут влечь отмену состоявшегося решения, так как являются формальными и не могли привести к вынесению незаконного и необоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасюк О.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.