Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Коневой С.И,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по частной жалобе Мешкова П. С. на определение Тверского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2019 года, которым постановлено:
"Отказать в принятии административного искового заявления Мешкова П.С. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Центральной избирательной комиссии Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
Мешков П.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, не рассмотревшей и не удовлетворившей заявление о предоставлении равных возможностей для проведения агитации, отводе ЦИК России, предоставлении возможности проводить агитацию на официальном сайте ЦИК России.
Определением Тверского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2019 года в принятии административного искового заявления отказано.
Мешков П.С. не согласился с указанным определением и подал частную жалобу.
Согласно ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, находит, что определение отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
На основании вышеуказанных положений Кодекса административного судопроизводства РФ в принятии административного искового заявления Мешкову П.С. отказано.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет в качестве одной из важнейших гарантий избирательных прав граждан институт информационного обеспечения выборов, который включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию и способствует гласности выборов и осознанному волеизъявлению участвующих в них граждан (статья 44).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пунктом 2 статьи 48 данного Федерального закона предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), осуществляемую посредством: а) призывов голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражения предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению; в) описания возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; г) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными или негативными комментариями; д) распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельности, способствующей созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Право на участие в предвыборной агитации входит в нормативное содержание избирательных прав граждан, которые вправе проводить ее в допускаемых законом формах и законными методами (пункт 28 статьи 2 и пункт 1 статьи 48). Вместе с тем, поскольку граждане имеют право участвовать в выборах в качестве избирателей, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных субъектов избирательной кампании, законодатель в целях гарантирования свободы выборов и обеспечения равенства избирательных прав устанавливает различные правовые условия проведения предвыборной агитации теми или иными участниками выборов. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений) - с другой, направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения и предотвращение злоупотреблений, само по себе не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П).
Наибольшим объемом возможностей при реализации права на участие в предвыборной агитации обладают зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов. Это обусловлено их особым статусом, связанным с необходимостью организации и проведения их избирательных кампаний, направленных на достижение определенного результата на выборах - избрания на выборную должность или допуска списка кандидатов к распределению мандатов.
В силу этого законодательство о выборах предусматривает, что только зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов, вправе проводить предвыборную агитацию всеми допускаемыми законом способами.
Учитывая, что оспариваемыми действиями (бездействием) непосредственно не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца, то вывод судьи первой инстанции об отказе в приятии административного искового заявления является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы частной жалобы основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 313, 316 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Тверского районного суда г. Москвы от 08 сентября 2019 года оставить без изменения, частную жалобу Мешкова П.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.