Московский городской суд в составе председательствующего судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Ходукиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2084/2019 по административному исковому заявлению Рудакова В.А., Кутуева Н.И. и ООО "Алберг" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Рудаков В.А, Кутуев Н.И. и ООО "Алберг" *** г. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений кадастровыми номерами *** в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 г. в суммах соответственно *** рублей, *** рублей и *** рублей, указывая, что каждый из них является собственником одного из перечисленных выше объектов и заинтересованы в уменьшении размера налоговых платежей, исчисляемых от их кадастровой стоимости. В подтверждение заявленных требований представлен отчёт об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Представители административных истцов - действующие на основании доверенностей Логвинов А.А. и Каргин Г.В. в суд явились, заявленные требования поддержали, возражения административного ответчика полагали необоснованными, а назначение судебной оценочной экспертизы с возложением на их доверителей расходов по ее проведению - нецелесообразным, поскольку представленный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и федеральным стандартам оценки.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал представленные письменные возражения, указав на недостоверность представленного истцом отчета об оценке, и заявил ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы с возложением расходов по ее проведению на административных истцов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право участников гражданского оборота на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статье 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Согласно представленным доказательствам, административные истцы Рудаков В.А, Кутуев Н.И. и ООО "Алберг" являются собственниками нежилых помещений кадастровыми номерами соответственно *** (л.д. 14-21). Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2018 г. была определена в суммах соответственно *** руб, *** руб. и *** руб, утверждена распоряжением ДГИ г. Москвы от 29.11.2018 г. N 40557 и соответствующие сведения были внесены в ЕГРН (л.д. 11-13).
В соответствии с положениями ст. ст. 402, 403 Налогового кодекса РФ для физических лиц налоговая база в отношении нежилых помещений, как объектов недвижимого имущества, установлена исходя из их кадастровой стоимости; согласно положений ст.ст. 372-375, ст. 378.2 НК РФ, пп. 1, 2, 2.1, 5, 6 ст. 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" следует, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают права и обязанности ООО "Алберг"; принадлежащее истцу недвижимое имущество является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта. Соответственно, у истцов имеется материально-правовой интерес в установлении кадастровой стоимости принадлежащих им нежилых помещений в меньшем размере.
В силу положений ст. 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая учтенную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта, истцы в подтверждение своих доводов представили составленный ООО "Бизнес плюс" отчет N 110319-15К от 25.03.2019 г. о рыночной стоимости нежилых помещений кадастровыми номерами соответственно ***, согласно которому, таковая по состоянию на 01.01.2018 г. составляет соответственно *** рублей, *** рублей и *** рублей, - что отличается от их кадастровой стоимости, установленной по состоянию на ту же дату, на 29,7 %, 29,8 % и 29 % соответственно.
В силу ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с п.1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в размере кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, в которых указали на недостатки представленного административным истцом отчета об оценке, выразили сомнения в обоснованности и достоверности определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости ввиду несоответствия отчета требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Судом отклоняются указанные доводы. Изучив представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащих ему объектов, суд приходит к выводу, что он является надлежащим доказательством, поскольку оценка проведена в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 N 297, 298, 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Административными ответчиками не представлено каких-либо допустимых и относимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные в отчете об оценке выводы.
Как следует из содержания представленного суду отчета об оценке, оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которому относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости нежилого помещения. Оценщиком проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
В отчете примененодва подхода - сравнительный и доходный подход; от применения затратного подхода оценщик обосновано отказался.
В то же время, в отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые сведения, и приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиков.
С учетом изложенного, суд принимает названный отчет в качестве достоверного доказательства и приходит к выводу о том, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, - являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность при осуществлении оценочной деятельности - и содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости рассматриваемого объекта.
Доводы административного ответчика о несоответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и недостоверности определенной оценщиком рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости основаны на предположениях и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами; достоверных данных об иной рыночной стоимости указанного объекта Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в суд не представлено.
Так, приведенные в возражениях ответчика ссылки на то, что оценщик принял к расчету цену предложения объектов-аналогов, которые не отражают цену сделок по их отчуждению, выводов оценщика не опровергает, поскольку была учтена корректировка на тор (стр. 62 отчета, л.д 103); утверждение о том, что приведенное в отчете описание расположения объекта оценки не дает полного представления о таких ценообразующих факторах, как тип окружающей застройки и удаленность от центральных транспортных магистралей города, опровергается содержанием отчета, где названные характеристики приведены (стр. 11-12, 63, 67 отчета).
Таким образом, доводы, изложенные ответчиком в письменных возражениях и в ходатайстве о назначении по делу экспертизы, носят предположительный характер, а сам по себе факт оспаривания отчета без его обоснования не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленного ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы и возложения расходов по ее проведению в том числе на физических лиц.
При таких обстоятельствах, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений кадастровыми номерами ***, должна быть установлена в размере, определенном в представленном суду отчете об оценке по состоянию на 01.01.2018 г, а именно, в суммах *** рублей, *** рублей и *** рублей соответственно.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - *** г, поскольку сведений о его обращении в Комиссию по рассмотрению споров об установлении кадастровой стоимости суду представлено не было.
Правила статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного выше объекта недвижимости было подано в суд *** г, то в соответствии с приведенными выше правилами сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-Ф3, а также ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость перечисленных ниже нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, *** в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2018 года, в следующих суммах:
- нежилого помещения с кадастровым номером *** - в сумме *** рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** - в сумме *** рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером *** - в сумме *** рублей.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных в решении нежилых помещений.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать ***.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.