Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Бондаренко С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, *16, *17, *18, *19, *20 и земельного участка с кадастровым номером *.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Русоценка", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 9 970 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *1, в размере 9 890 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *2, в размере 9 840 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *3, в размере 2 970 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *4, в размере 9 150 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*5, в размере 7 650 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*6, в размере 14 160 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*7, в размере 4 670 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*8, в размере 197 260 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*9, в размере 4 340 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*10, в размере 9 650 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*11, в размере 9 930 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*12, в размере 10 220 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*13, в размере 10 520 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*14, в размере 10 220 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*15, в размере 810 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*16, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*17, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*18, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*19, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*20 и 120 300 000 рублей в отношении земельного участка с
кадастровым номером *.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, *16, *17, *18, *19, *20, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 28 249 028 рублей 61 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *1; 27 990 900 рублей 69 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *2, 27 861 783 рублей 29 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3, 9 150 538 рублей 13 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*4, 25 842 753 рублей 22 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*5, 24 218 088 рублей 39 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*6, 40 140 367 рублей 45 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*7, 12 500 480 рублей 16 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*8, 406 746 843 рублей 10 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*9, 8 325 511 рублей 50 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*10, 27 306 162 рублей 70 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*11, 28 107 075 рублей 67 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*12, 28 958 154 рублей 84 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*13, 29 833 450 рублей 02 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*14, 28 958 154 рублей 84 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*15, 2 650 245 рублей 70 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*16, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*17, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*18, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*19, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*20 и собственником земельного участка с кадастровым номером *, кадастровая стоимость которого по результатам государственной
кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 142 829 088 рублей 05 копеек.
Поскольку общество является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Также несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" Колядин В.Н. в судебном заседании поддержал изначально заявленные требования, каких-либо возражений относительно выводов, содержащихся в экспертном заключении, не представил.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Родин В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, *16, *17, *18, *19, *20, в отношении которых утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года в размере 28 249 028 рублей 61 копейки в отношении помещения с кадастровым номером *1; 27 990 900 рублей 69 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *2, 27 861 783 рублей 29 копеек в отношении помещения с кадастровым номером *3, 9 150 538 рублей 13 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*4, 25 842 753 рублей 22 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*5, 24 218 088 рублей 39 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*6, 40 140 367 рублей 45 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*7, 12 500 480 рублей 16 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*8, 406 746 843 рублей 10 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*9, 8 325 511 рублей 50 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*10, 27 306 162 рублей 70 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*11, 28 107 075 рублей 67 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*12, 28 958 154 рублей 84 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*13, 29 833 450 рублей 02 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*14, 28 958 154 рублей 84 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*15, 2 650 245 рублей 70 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*16, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*17, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*18, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*19, 202 590 рублей 85 копеек в отношении помещения с кадастровым номером*20, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 17-95) и выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости
(т. 1, л.д. 97-116).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых зданий уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ"является собственником земельного участка с кадастровым номером *, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 14-16).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 338 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *по состоянию на 1 января 2018 года составила 142 829 088 рублей 05 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 96).
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 29 марта 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "Русоценка", в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость объектов оценки определена в размере 9 970 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *1, в размере 9 890 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *2, в размере 9 840 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *3, в размере 2 970 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером *4, в размере 9 150 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*5, в размере 7 650 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*6, в размере 14 160 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*7, в размере 4 670 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*8, в размере 197 260 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*9, в размере 4 340 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*10, в размере 9 650 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*11, в размере 9 930 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*12, в размере 10 220 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*13, в размере 10 520 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*14, в размере 10 220 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*15, в размере 810 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*16, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*17, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*18, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*19, в размере 50 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером*20 и 120
300 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером *.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертиза Н".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений и земельного участка, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 10 023 511 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 10 099 709 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 10 050 323 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - 3 676 647 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - 9 279 880 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - 10 024 795 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 14 154 541 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 4 231 074 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 154 133 917 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *10 - в размере 3 895 506 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *11 - в размере 9 837 958 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *12 - в размере 10 144 156 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *13 - в размере 10 470 114 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *14 - в размере 10 805 950 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *15 - в размере 10 470 114 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *16 - в размере 817 036 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *17 - в размере 53 499 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *18 - в размере 53 499 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *19 - в размере 53 499 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *20 - в размере 53 499 рублей, земельного участка с кадастровым номером * - в размере 121 436 544 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Русоценка", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд исходит из того, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд учитывает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений и земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *1, *2, *3, *4, *5, *6, *7, *8, *9, *10, *11, *12, *13, *14, *15, *16, *17, *18, *19, *20 и земельного участка с кадастровым номером * должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2018 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 29 марта 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 10 023 511 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *2 - в размере 10 099 709 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *3 - в размере 10 050 323 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *4 - 3 676 647 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *5 - 9 279 880 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *6 - 10 024 795 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *7 - в размере 14 154 541 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *8 - в размере 4 231 074 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *9 - в размере 154 133 917 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *10 - в размере 3 895 506 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *11 - в размере 9 837 958 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *12 - в размере 10 144 156 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *13 - в размере 10 470 114 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *14 - в размере 10 805 950 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *15 - в размере 10 470 114 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *16 - в размере 817 036 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *17 - в размере 53 499 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *18 - в размере 53 499 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *19 - в размере 53 499 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *20 - в размере 53 499 рублей, земельного участка с кадастровым номером * - в размере 121 436 544 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 марта 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.