Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Бондаренко С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "ИРМ" об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
АО "ИРМ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *.
В административном исковом заявлении АО "ИРМ" просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Экспертно-Аналитический центр "Сигма", по состоянию на 1 января 2018 года, а именно в размере 411 340 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года установлена в размере 675 340 836 рублей 11 копеек.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представители АО "ИРМ" Гревцов Ю.Н, Панкова А.С. в судебном заседании заявленные требования уточнили, просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Агатов А.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях. Представил возражения относительно выводов судебной оценочной экспертизы, ходатайствовал о назначении повторной экспертизы.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером *, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 13-14).
В отношении названного нежилого помещения установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 675 340 836 рублей 11 копеек (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости - т. 1, л.д. 15).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого помещения влияют на права и обязанности АО "ИРМ" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, административный истец 3 апреля 2019 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО "ИРМ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения был представлен отчет, подготовленный ООО "Экспертно-Аналитический центр "Сигма" (т. 1, л.д. 16-156), в котором по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * определена в размере 411 340 000 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам НП "СОЮЗ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, представленный административным истцом, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Определенная в выполненном ООО "Экспертно-Аналитический центр "Сигма" отчете рыночная стоимость нежилого помещения в размере 411 340 000 рублей подтверждена экспертами.
Вместе с тем, экспертом указано, что стоимость, определенная оценщиком, включает в себя НДС, так как использовались цены предложений и ставки аренды, указанные в объявлениях, которые включают НДС. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * без учета НДС составляет 348 593 220 рублей 34 копеек (стр. 42 заключения эксперта).
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашел свое объективное подтверждение факт обоснованности отчета, подготовленного ООО "Экспертно-Аналитический центр "Сигма", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки.
Вместе с тем представителем административного ответчика выражено несогласие с заключением эксперта в части соответствия отчета требованиям законодательства, в обоснование чего представлены письменные возражения.
Возражая против результатов судебной экспертизы, а также соответствия отчета требованиям законодательства сторона административного ответчика ссылается на то, что при определении потенциального валового дохода оценщик использовал сведения только об арендопригодной площади; в рамках сравнительного подхода не применена корректировка на удаленность от центра города.
Ме жду тем указанные доводы являются несостоятельными. Оценщик провел полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявил предложения сопоставимые с объектами исследования по ряду цеоннобразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов.
Подлежат отклонению доводы административного ответчика о необходимости введения дополнительных корректировок на удаленность от центра города, так как выбор корректировок в зависимости от ценообразующих факторов находится в компетенции оценщика.
Что касается доводов административного ответчика о необоснованном использовании оценщиком сведений лишь об арендопригодной площади объекта оценки, то оценщиком приведено подробное обоснование методики расчета, применяемой в рамках используемых им методов. Указанная методика предполагает расчет стоимости объекта исходя не из общей, а из арендопригодной площади оцениваемого объекта.
Не могут быть приняты во внимание и иные доводы представителя административного ответчика о недостоверности отчета.
Так, составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости нежилого помещения.
По мнению суда, определенная в отчете итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет оценщика базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в отчете об оценке приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых оценщиком подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2018 года.
Кроме того, суд отмечает, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о соответствии исследуемого отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности. При этом эксперты были предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения экспертов, а также полагать о наличии противоречий в выводах экспертов у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем административного ответчика.
Позиция административного ответчика о неверном определении результатов рыночной стоимости нежилого помещения основана на субъективном толковании законодательства об оценочной деятельности и методологии проведения такой оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Департамента городского имущества г. Москвы о том, что АО "ИРМ" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером * должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2018 года, а именно в размере 348 593 220 рублей 34 копеек.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 3 апреля 2019 года.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
По результатам судебной экспертизы подтвердились доводы административного истца о необоснованном завышении кадастровой стоимости нежилого помещения.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан достоверным, при этом экспертиза была назначена по ходатайству административного ответчика; принимая во внимание, что настоящим решением требования административного истца удовлетворены, суд полагает необходимым взыскать с Департамента городского имущества г. Москвыв пользу НП "СОЮЗ" расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 45 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 348 593 220 рублей 34 копеек.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 3 апреля 2019 года.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу НП "СОЮЗ" расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 45 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.