Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Цыбикова Б.Е. - адвоката Андреева Д.Г. на постановление Советского районного суда г.Улан-Удэ от 16 сентября 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Цыбикова Б.Е.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 16 сентября 2019г. Цыбиков Б.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного ареста сроком на 10 суток.
Защитник Цыбикова Б.Е. адвокат Андреев Д.Г. обратился с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на отсутствие доказательств виновности Цыбикова в совершении инкриминируемого правонарушения.
В суде вышестоящей инстанции Цыбиков Б.Е. и его защитник Андреев Д.Г. поддержали доводы жалобы, ссылаясь на недоказанность состава административного правонарушения, отсутствие доказательств, свидетельствующих о предъявлении Цыбикову Б.Е. требований сотрудниками полиции о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно ч.8 ст.20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Суд, рассматривая дело, пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.
Суд вышестоящей инстанции указанные выводы суда находит верными.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004г. N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно статье 3 Закона N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013г. N1618-О, от 24 октября 2013г. N1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса(часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 ст.6 Федерального закона N54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации). Участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Несоблюдение (нарушение) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 указанной статьи, в том числе обязанности выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, свидетельствует о нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия.
Как следует из материалов дела, в период с 16 часов 40 минут 10 сентября 2019г. Цыбиков Б.Е. принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга, уведомление о проведении которого в Администрацию г.Улан-Удэ не поступало. На требования сотрудников полиции разойтись в связи с тем, что мероприятие является несанкционированным, Цыбиков Б.Е. не реагировал.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами: рапортом заместителя начальника полиции Управления МВД России по г.Улан-Удэ; протоколом об административном правонарушении, пояснениями Цыбикова в судебном заседании, где он подтвердил факт нахождения на площади Советов 10.09.2019г. в период проведения митинга и видеозаписью.
Поскольку материалами дела подтверждалось, что ранее на основании постановления Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12.12.2018г, Цыбиков был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, его действия при рассмотрении настоящего дела, как совершенные повторно, были судом обоснованно квалифицированы по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ
Доводы защитника о том, что Цыбиков не являлся организатором митинга подлежат отклонению, так как из протокола об административном правонарушении следует, что организация несанкционированного митинга последнему в вину не вменялась.
Суд, признавая деяние повторным, обоснованно исходил из позиции, изложенной в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", в котором указано, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 и части 8 статьи 20.2 КоАП РФ, повторным является совершение любого из предусмотренных частями 1 - 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ административных правонарушений в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного кодекса.
При этом в силу ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следствие, Цыбиков на момент совершения административного правонарушения 10.09.2019г. считался подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, совершенное им противоправное деяние являлось повторным.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств виновности в совершении инкриминируемого правонарушения несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении.
При составлении уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении и оформлении других материалов дела не допущено нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание их недопустимыми доказательствами.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вышестоящий суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Советского районного суда г.Улан-Удэ от 16 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении Цыбикова Б.Е. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.