Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Мархаевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Янтаровой О.Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Янтарова О.Б, с учетом уточненияпросила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "... " в размере его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2015 года - 635000 руб.Также просила возложить обязанность на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Республике Бурятия по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Требования основаны на том, что 10 мая 2016г. в ЕГРН внесены сведения об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. В результате чего кадастровая стоимость земельного участка составила 5150085,84 руб. Существенное превышениекадастровой стоимостиназванного земельного участка над егорыночной стоимостью, нарушает права Янтаровой, как плательщика земельного налога.
В судебном заседании административный истец Янтарова О.Б. и ее представитель по доверенности Жарников Д.Ю. административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по РБ и представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Против удовлетворения административного иска не возражали.
Представитель Правительства РБ, будучи надлежаще извещенным, также не явился.
Представитель заинтересованного лица -Администрации г. Улан-Удэ Санжиева Е.Б. полагала, что административное дело подлежит прекращению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Янтаровой О.Б. подлежит удовлетворению.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 декабря 2015 года (повторное взамен свидетельства от 02 июля 2015 года) Янтаровой О.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 474 кв.м. с кадастровым номером.., расположенный по адресу: "... "
17 ноября 2015г. в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с "Для размещения здания склада" на "Объекты розничной торговли, объекты хранения легковых автомобилей". В связи с изменением вида разрешенного использования внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1963445,46 руб.
На основаниипостановления Правительства РБ от 13 января 2016г. N 2 "Об утверждении результатов определения кадастровойстоимости земель населенных пунктов в РБ" 12 марта 2016г. в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 554679,54 руб.
Но посколькугосударственная кадастровая оценка земельного участка исходила из прежнего вида разрешенного использования ("Для размещения здания склада"), 10 мая 2016г. в ЕГРН вновь внесены сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на 5150085 руб. 84 коп, определенной по состоянию на 15 ноября 2015г. - исходя из установленного вида разрешенного использования - "Объекты розничной торговли, объекты хранения легковых автомобилей".
25 апреля 2018г. на основании заявления Янтаровой кадастровая стоимость изменена на 418679,46 руб. - в связи с изменением вида разрешенного использования на "Для индивидуального жилищного строительства".
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав заявитель ссылается на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, нарушаются его права, как плательщика земельного налога за период 2016-2018 г.г.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 5 этой же статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее Закон N 135-ФЗ) также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 этого же Закона установлено, что при внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таком случае является дата внесения сведений о нем в ЕГРН повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 этого же Закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ N 28 от 30 июня 2015г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установлено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 4 ст. 397 этого же Кодекса налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, с 24 апреля 2018г. земельный участок имеет иную кадастровую стоимость. Налоговое уведомление об уплате земельного налога за указанный земельный участок за 2017 г.г. получено административным истцом в августе 2018г, до настоящего времени не исполнено.
В обоснование заявленных требований, административным истцом представлен отчет N РН35-06/19 от 15 июля 2019 года (далее-отчет), выполненный ИП "... " М.Н. Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение г. Улан-Удэ, рынка земли, а также цены предложения на продажу земельных участков по состоянию на дату проведения оценки. Для сравнения использовались данные за 2014-2015 годы.
Оценщик использовал информацию газет "ВДВ", "РИО", "Все объявления", "Из рук в руки".
В соответствии с п. 13 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015г. оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. При этом в соответствии с приведенным ФСО N 1 (п. 11), отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован им в отчете.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога - земельные участки коммерческого назначения с разрешенным использованием для размещения гаражных боксов, СТО, производственно-складских зданий, расположенные в различных районах г. Улан-Удэ, с характеристиками по месторасположению наиболее близко сопоставимых характеристикам местоположения объекта в границах населенного пункта по покупательной привлекательности.
При проведении оценочных работ произведена корректировка на цену предложения - 15 %; корректировка на площадь - 0 % аналог 1, 6% аналог 2, 29 % аналог 3.
При расчете весового коэффициента оцениваемого земельного участка скорректированная средневзвешенная стоимость 1 кв.м. объекта оценки составила 1340,52 руб.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 17 ноября 2015 г. составляет 635406,88руб.
Оснований не согласиться с указанным отчетом об оценке у суда нет, так как оно не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд также находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998г. "Об оценочной деятельности в РФ".
Дата по состоянию на которую определена рыночная стоимость установлена верно - 17 ноября 2015г. - тогда когда в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком в указанном отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами, несмотря на разъяснение им соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представлено.
Таким образом, у суда отсутствуют основания не доверять итоговой величине рыночной стоимости участка заявителя, определенной оценщиком в приведенном отчете.
Учитывая изложенное, суд не может не принять в качестве доказательства отчет оценщика, представленный административным истцом при обращении с настоящим иском в суд, поскольку он отвечает требованиям допустимости.
Таким образом, принимая во внимание позицию сторон по делу, Верховный Суд республики не находит оснований для отказа в удовлетворении административного иска, а потому приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере доказанной рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2015 г. - 635000 руб.
В соответствии с п. 25 приведенного выше постановления Пленума в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела видно, что в суд административный истец обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости участка 26 июля 2019 г.
Требование административного истца о судебном понуждении административного ответчика внести в ГКН рыночную стоимость земельного участка, удовлетворению не подлежит, так как по смыслу приведенных законоположений, настоящее решение об установлении рыночной стоимости является самостоятельным основанием для возникновения правовых последствий для истца, в том числе в части обязанностей по оплате земельного налога.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеЯнтаровой Оюны Бадархаевны, к Правительству Республики Бурятия, Управлению Росреестра по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,поступившее в Верховный Суд Республики Бурятия 26 июля 2019г, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 474 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - для размещения объектов розничной торговли, объектов хранения легковых автомобилей, расположенного по адресу: "... " равной рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2015г. в размере 635 000руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикциичерез Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27 сентября 2019г.
Председательствующий Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.