В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "Об арктической зоне Российской Федерации".
По существу данного законопроекта имеются следующие замечания.
1. Основная цель законопроекта - введение ряда экономических и социальных льгот для юридических и физических лиц (без учета их финансового положения) на 1/5 части территории Российской Федерации за счет существенного сокращения доходной части федерального бюджета и увеличения расходной.
В то же время одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685, является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.
2. Статьи 6 и 10 содержат ряд положений прямого действия, принятие которых повлечет сокращение доходов и рост расходов федерального бюджета уже в текущем году.
Однако статьей 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" установлено, что такие нормы реализуются только после внесения соответствующих изменений в этот закон.
3. Положение пункта 2 статьи 6 о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме всех налогов и сборов за право пользования природными ресурсами в арктической зоне требует пересмотра соответствующих статей основных федеральных законов, регулирующих вопросы природопользования ("О недрах", "Водный кодекс Российской Федерации" и др.) и устанавливающих распределение указанных платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
По оценке Минэкономики России реализация данного положения только в сфере недропользования приведет к сокращению доходов федерального бюджета на 1,7-2,0 млрд.рублей. Объем сокращения значительно возрастет по мере освоения месторождений нефти и газа в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.
4. Неправомерно включение в законопроект норм (статья 5), изменяющих действующий режим налогообложения для юридических и физических лиц на территории арктической зоны.
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" такие изменения осуществляются только путем внесения изменений в федеральные законы по вопросам налогообложения.
5. Статьей 8 законопроекта предусматривается ввести государственный заказ на поставки топлива, нефти, нефтепродуктов, продовольствия и другой продукции, необходимых для жизнеобеспечения населения арктической зоны, и осуществлять эти поставки за счет средств федерального бюджета (по расчетам Минэкономики России это потребует более 11 млрд.рублей в год).
В то же время Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (статья 1) установлено, что поставки продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов, обеспечиваются за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых на эти цели.
6. Статья 10 законопроекта предусматривает введение дополнительных государственных льгот (жилищные субсидии, оплата проезда) лицам, работающим и проживающим в арктической зоне, за счет средств федерального бюджета. По оценке разработчиков законопроекта расходы на эти цели составят более 1,1 млрд.рублей в год.
Однако сама система государственных гарантий и компенсаций северянам, сформированная в условиях централизованной экономики, нуждается в кардинальном пересмотре. Расходы по привлечению трудовых ресурсов должны нести работодатели, а государство обязано гарантировать только обеспечение минимальных социальных стандартов.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
В.Христенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 16 июля 1998 г. N 3596п-П11 "Заключение по проекту федерального закона "Об арктической зоне Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был