Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700518-2 "О коммерческой тайне"
1. Цели и назначение законопроекта
Переход к рыночным отношениям в России, развитие предпринимательства и появление конкуренции на рынке товаров и услуг диктуют необходимость правовой защиты нераскрытой научно-технической, коммерческой, организационной и иной информации, разглашение которой может причинить убытки предпринимателям в их хозяйственной деятельности. Законопроект направлен на решение этой задачи с учетом уже имеющейся в России правовой базы и накапливаемой практики охраны нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также с учетом тенденций развития аналогичного законодательства и практики его применения в странах с рыночной экономикой.
Развивая правовую базу рыночных отношений, законопроект создает условия для сближения (гармонизации) российского законодательства и законодательств развитых стран с рыночной экономикой, а также для правовой защиты предпринимательства от недобросовестной конкуренции и стимулирования добросовестной конкуренции, изобретательства, инноваций. При этом принималось во внимание, что на протяжении двух последних десятилетий во всех развитых странах наблюдается тенденция к возрастанию значения коммерческой тайны как формы правовой охраны результатов изобретательской и иной интеллектуальной деятельности.
Основанием для разработки законопроекта являются:
- статья 34 Конституции Российской Федерации, запрещающая недобросовестную конкуренцию и гарантирующая защиту интеллектуальной собственности;
- статья 139 части первой и статьи 771, 772 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющие институт коммерческой тайны в стране и определяющие основные принципы соблюдения конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских я технологических работ;
- статья 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, обеспечивающая правовую охрану секретов производства (ноу-хау);
- статьи 134-143, 1125-1127 модельного гражданского кодекса для стран СНГ, в которых даны рекомендуемые нормы правовой охраны нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау).
Однако указанные нормы не только не создают механизма защиты прав на коммерческую тайну, но и содержат внутренние противоречия. Так, в статье 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации не проводятся различия между коммерческой и служебной тайной, между тем природа этих видов нераскрываемой информации неодинакова. Секреты производства (ноу-хау) еще не обрели "права гражданства" в отечественном законодательстве, хотя часто упоминаются в международных соглашениях, участником которых является Россия. Отсутствие правовых механизмов охраны коммерческой тайны (включая ноу-хау) ставит российских участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к иностранным партнерам, не позволяет защищать интересы иностранных производителей на российском рынке, затрудняет защиту прав авторов непатентуемых изобретений, ограничивает возможности реализации прав граждан на информацию, создаваемую в предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для охраны ее органами государственной власти. В настоящее время возможности защиты прав обладателя коммерческой тайны ограничиваются применением закона "О конференции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст.10), предусматривающем достаточно сложную и продолжительную процедуру. Таким образом, состояние законодательства предопределяет необходимость его развития и совершенствования.
При разработке законопроекта использован опыт функционирования института коммерческой тайны в таких странах как Великобритания, Германия, США, Франция, Корея, и др. Нормы законопроекта согласованы с законом-моделью по охране промышленной и торговой тайн стран-членов ЕС.
2. Концептуальная основа законопроекта
Концептуальную основу законопроекта составляют следующие положения:
- правовая охрана коммерческой тайны на территории России предоставляется гражданам и юридическим лицам РФ, иностранным гражданам и юридическим лицам, т.е. максимально широкому кругу лиц;
- необходимые и достаточные меры обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, не регламентируются законом, а определяются в каждом случае соответственно обстоятельствам;
- правовая охрана секретам производства (ноу-хау) предоставляется как объектам интеллектуальной собственности, охраняемым в режиме коммерческой тайны;
- в целях обеспечения государственной безопасности, а также защиты прав и свобод граждан законодательно устанавливается информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне;
- в целях обеспечения государственной безопасности предусматривается возможность отнесения коммерческой тайны в установленном порядке к государственной тайне;
- обязательства работников по сохранению коммерческой тайны работодателя сохраняются после прекращения трудовых отношений;
- коммерческая тайна, полученная органом государственной власти или органом местного самоуправления, охраняется как служебная тайна;
- предусмотрена ответственность за неправомерное получение или использование чужой коммерческой тайны, а также ответственность третьих лиц за использование чужой коммерческой тайны в случаях, если указанные лица имели основания считать, что соответствующая информация получена неправомерным способом;
- предусмотрена защита интересов обладателя коммерческой тайны в случае, если составляющая коммерческую тайну информация становится известной третьему лицу в результате случайности или ошибки.
3. Структура законопроекта
Предлагаемый законопроект состоит из 26 статей, сгруппированных в 6 глав.
В Главе 1 определяются: цели и сфера действия закона (ст.1); основные понятия (ст.2); объекты правовой охраны (ст.3); информация, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.4); права на коммерческую тайну (ст.5).
В Главе 2 определяются основы установления режима коммерческой тайны (ст.6, 7), срок действия режима (ст.8), условия изменения или отмены режима коммерческой тайны (ст.9), а также способы правомерного получения и использования коммерческой тайны (ст.10).
Глава 3 посвящена особенностям охраны коммерческой тайны в трудовых отношениях (ст.11, 12).
Глава 4 посвящена особенностям правовой охраны секретов производства (ноу-хау) в режиме коммерческой тайны, в том числе, определяются: имущественные права на ноу-хау (ст.13); способы передачи имущественных прав на ноу-хау (ст.14); распределение имущественных прав на ноу-хау, созданные в порядке выполнения служебного задания (ст.15), при выполнении гражданско-правовых договоров различного типа (ст.16) и при выполнении государственных контрактов (ст.17).
В Главе 5 устанавливаются права органов государственной власти по доступу к коммерческой тайне и их обязанности по ее охране (ст.18), а также порядок отнесения коммерческой тайны к государственной тайне (ст.19).
Глава 6 содержит статьи, направленные на обеспечение защиты прав на коммерческую тайну, в том числе: установлены виды нарушений прав на коммерческую тайну (ст.20); определена ответственность за нарушения прав на коммерческую тайну различных объектов правоотношений (ст.21, 22); способы защиты прав на коммерческую тайну в судебном порядке (ст.23); способы обеспечения иска по делам о нарушении прав на коммерческую тайну (ст.24); меры по сохранению коммерческой тайны в судебном заседании (ст.25).
В статье 26 установлен порядок вступления закона в силу.
Введение закона в действие не потребует дополнительных материальных затрат со стороны государства, поскольку организация охраны коммерческой тайны (включая финансирование мероприятий) осуществляется непосредственно обладателем или пользователем такой информации.
Справка о состоянии законодательства в сфере правового
регулирования охраны коммерческой тайны
В настоящее время к сфере правового регулирования охраны коммерческой тайны имеют отношение более ста нормативных актов (международных соглашений и договоров, конвенций, кодексов, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и др.).
К ним прежде всего относятся:
Конституция Российской Федерация (статья 34);
Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 139,727);
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (статья 8, 10, 21);
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 9);
Таможенный Кодекс Российской Федерации (статьи 16, 158, 161, 163, 165, 167, 186, 286, 287, 344);
Основы Законодательства РФ Об Архивном фонде РФ и Архивах (статья 20);
Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" (статьи 10, 12, 21, 25);
Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (статья 10, 15);
Федеральный закон "О государственной тайне" (статья 10);
Патентный Закон РФ (статья 8);
Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" (статьи 10, 11, 18, 23);
Закон Российской Федерации "О государственной налоговой службе РСФСР" (статья 7);
Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (статья 10);
Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (статья 3);
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации (статьи 4, 20, 40, 41, 58);
Закон Российской Федерации "О стандартизации "(статья 4);
Закон РФ "О недрах" (статьи 27, 43, 49);
Федеральный закон "О естественных монополиях" (статья 13);
Федеральный закон "О рекламе" (статья 27);
Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (статья 9) Утверждено Указом Президента РФ от 31.01.94 г. N 228;
"Положение о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации" (статья 6). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 05.01.94 г. N 19 и другие нормативные акты.
Вместе с тем, действующее законодательство в указанной сфере не содержит механизмы реализации и защиты прав на коммерческую тайну, поскольку содержащиеся и законах нормы имеют в основном декларативный, либо отсылочный характер.
Перечень законов и других нормативных правовых актов, отмечены,
изменения и дополнения которых потребует принятие Федерального закона
"О коммерческой тайне"
Представляемый законопроект в основном не входит в противоречие с нормами действующего законодательства.
Исключением являются:
статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), где одним понятием определяются два разных института охраняемой информации. Причем один из них относится к сфере гражданского (частного) права (коммерческая тайна), а другой - к сфере публичного права (служебная тайна);
статья 20 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в которой редакции дается право относить к коммерческой тайне сведения, содержащиеся в Уставе редакции.
Предлагается:
изменить редакцию статьи 139 Гражданского кодекса, исключив из нее упоминание о служебной тайне, а из статьи 20 Закона "О средствах массовой информации" - исключить фразу: При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну";
отменить Постановление Правительства РСФСР от 5.12.95 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";
дополнить российское законодательство соответствующими нормами об ответственности:
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
- за разглашение государственными органами, их должностными лицами и сотрудниками предоставленных им сведений, составляющих коммерческую тайну; за неправомерное отнесение сведений к коммерческой тайне;
- за умышленное действие должностных лиц и сотрудников по использованию коммерческой тайны в целях, несовместимых с действующим законодательством;
- за неправомерное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в определение и защиту коммерческой тайны;
- за воспрепятствование полномочным органам государственной власти в получении сведений, составляющих коммерческую тайну;
Кодекс РСФСР законов о труде
- за нарушение правил обращения со сведениями, составляющими коммерческую тайну;
- за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, в том числе и за их разглашение до истечения двухлетнего срока при отсутствии соответствующих договорных обязательств.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых
необходимо для реализации Федерального закона "О коммерческой тайне"
Федеральный закон "О коммерческой тайне" является законом прямого действия.
Ряд статей этого закона начнет действовать с момента принятия Уголовного кодекса Российской Федерации и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и закон "О средствах массовой информации".
Для реализации Федерального закона "О коммерческой тайне" принятие новых нормативных актов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.