Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Болат-оол А.В, Кандана А.А,
при секретаре Оюн С.-С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кандана А.А. гражданское дело по исковому заявлению Ушпиль А.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании расчета цены земельного участка незаконным, возложении обязанности произвести расчет цены земельного участка по апелляционной жалобе представителя ответчика Ондар Т.М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2019 года,
установила:
Ушпиль А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав на то, что 1 декабря 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: **, в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва дан ответ о том, что расчет стоимости цены выкупа земельного участка будет определен в соответствии с п. 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, то есть в размере его кадастровой стоимости в размере 763 379,24 руб. Данный расчет считает необоснованным и незаконным, поскольку право аренды на земельный участок у него возник до выкупа в собственность. Просил суд признать ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 10 декабря 2018 года по расчету цены земельного участка с кадастровым номером N **, расположенного по адресу: ** в 100 % от кадастровой стоимости земельного участка незаконным, обязать ответчика произвести расчет цены земельного участка с кадастровым номером N **, расположенного по адресу: ** с применением ставки земельного налога в размере 0,3 % от кадастровой стоимости по формуле: цена выкупа = кадастровая стоимость земельного участка х ставка земельного налога х коэффициент кратности ставки земельного налога 10.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2019 года иск удовлетворён в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика по доверенности Ондар Т.М. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на то, что на момент подачи заявления истца в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва действовало Постановление Правительства Республики Тыва от 22 апреля 2016 года N122 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами" и расчет ответчика, произведенный на его основании, является верным. Судом при принятии решения сделана ссылка на п. 4 Постановления Правительства Республики Тыва от 22 апреля 2016 года N 122 в редакции от 14 декабря 2018 года, не действовавшую на момент подачи заявления истца (1 декабря 2018 года). В данном случае должен был быть применен подпункт "в" п. 3 указанного Порядка, действовавшего на момент подачи заявления.
Выслушав представителя истца Монгуш Д.К, просившей оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Как предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Республики Тыва от 22 апреля 2016 N 122 (в редакции от 22 апреля 2016 года) "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами" (далее - Порядок) цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. При этом цена земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость, установленную на момент обращения заявителя, или иного размера цены земельного участка, если он установлен федеральным законодательством.
Согласно п. 3 Порядка, цена земельного участка определяется по формуле:
Ц = Кст x С x Ккр, где
Ц - цена земельного участка, рублей;
Кст - кадастровая стоимость земельного участка, указанная в кадастровом паспорте земельного участка, рублей;
С - ставка земельного налога;
Ккр - коэффициент кратности ставки земельного налога, равный 10.
Цена земельного участка по указанной формуле определяется при заключении договора купли-продажи с гражданами для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, за исключением случаев, когда такие земельные участки были предоставлены в аренду на аукционе с 1 марта 2015 г. либо в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (п. "в" ч. 3 Порядка).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (арендодатель) и Ушпиль А.И. (арендатор) 16 мая 2018 года заключен договор аренды земельного участка N ** согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером ** расположенный по адресу: ** в целях использования под индивидуальное жилищное строительство, срок действия договора по 16 мая 2038 года. Актом приема-передачи земельный участок передан арендатору Ушпиль А.И.
Указанный договор аренды земельного участка заключен на основании договора информационного сообщения, опубликованного в газете "Тувинская правда" от 15 октября 2016 года ( **).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10 мая 2018 года, на земельном участке, расположенном по адресу: **, в кадастровом квартале N ** от 8 мая 2018 года на праве собственности Ушпиль А.И. находится жилой дом площадью ** кв.м, о чем имеется запись N ** от 28 ноября 2018 года.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10 мая 2018 года, кадастровая стоимость земельного участка под жилым домом истца определена в размере 763 379,24 руб.
Из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 10 декабря 2018 года следует, что сумма платежа за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: **, составляет 100% от его кадастровой стоимости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва при установлении стоимости выкупа земельного участка по адресу: ** следовало руководствоваться п. 3 Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 22 апреля 2016 года N 122.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального права, поскольку земельный участок предоставлен истцу в аренду без проведения торгов, расчет цены земельного участка должен производится на основании п. 3 Порядка определения цены земельных участков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, при принятии решения суд руководствовался действовавшей на момент спорных правоотношений редакцией Порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Тыва и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, приобретаемых без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 22 апреля 2016 года N 122.
Так, согласно п. 4 указанного Порядка (в редакции от 22 апреля 2016 года) с 1 июля 2016 г. при заключении договора купли-продажи земельного участка с собственниками зданий, сооружений, помещений, расположенных на таких земельных участках, и права аренды, пользования, владения ими не оформлены в соответствии с законодательством, цена земельного участка определяется на дату подачи заявления о выкупе земельного участка в зависимости от даты государственной регистрации права собственности на такие здания, сооружения, помещения в размере 30 процентов кадастровой стоимости приобретаемого земельного участка при его выкупе в срок до трех лет.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет стоимости цены выкупа земельного участка должен был быть рассчитан в соответствии с пп. "в" п. 3 указанного Порядка, как предоставленный в аренду на аукционе, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что аукцион по предоставлению земельного участка не проводился, с момента опубликования извещения в газете, заявлений других лиц об участии в аукционе не поступало. Доказательств обратного ответчиком не предоставлено.
Таким образом, при разрешении возникшего спора судом в полном объеме были учтены фактические обстоятельства дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, тогда как доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства. Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 октября 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.