Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего ФИО6,
судей Канзая А.А, Таргына А.О,
при секретаре ФИО5-М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений по ** о признании незаконным отказа в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что уведомлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-1899 ему отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения, в связи с невозможностью утверждения представленной схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению по основаниям, указанным в пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Одним из оснований отказа является то, что в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности. Данный довод считает несостоятельным, так как испрашиваемый земельный участок имеет картографическую основу. И вышеуказанные требования к нему не предъявляются. В ответе третьего лица на запрос ответчика сказано, что основные виды разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка, среднеэтажная жилая застройка и что образуемая часть земельного участка пересекает красные линии улиц и нарушает линию застройки, который является несостоятельным, так как перераспределяемый участок не нарушает линию застройки и красную линию **, подтверждается чертежом градостроительного плана земельного участка. Разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка по ** изменен на вид разрешенного использовании: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания постановлением Мэрии ** от ДД.ММ.ГГГГ.
Просил признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-1899 незаконным, обязать административного ответчика принять решение о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения общей площадью 1175 кв.м, находящегося по адресу: **.
В возражении на иск административный ответчик просил отказать в удовлетворении административного иска, в связи с тем, что отказ является законным и обоснованным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии **.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен, признан незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ- 1899, возложена обязанность на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1 в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании перераспределения N-гр от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, указывая, что решение подлежит отмене ввиду нарушений норм материального и процессуального права. Указывает, что административный истец является собственником земельного участка с разрешенным использованием для размещения объектов торговли общественного питания и бытового обслуживания. Земельным кодексом РФ предусмотрены основания для перераспределения земельного участка и исходя из п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земельного участка возможно только в том случае, если земельный участок принадлежат на праве собственности предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства. В решении суда указано, что земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами, основанные вида разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка, среднеэтажная застройка. В силу п. 5 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка должна осуществляться с учетом утвержденных проектов территориального планирования, правил землепользования, проекта планировки территории, красных линий. Согласно ст. 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. При формировании схемы не учтены вышеуказанные требования действующего законодательства, в связи с чем отказ необоснованно признан незаконным.
В возражении на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что имеет в собственности земельный участок из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под индивидуальные жилищные строения, который также указан в Государственном кадастре недвижимости. Поэтому имеет право на перераспределение земельного участка с последующим выкупом у государства. Действующее законодательство не запрещает при отсутствии проекта межевания, проекта планировки перераспределить земельный участок на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок не затрагивает и не ущемляет права третьих лиц, наложений на смежные земельные участки не имеется, выступов (выходов) за кранную линию застройки улиц Красноармейская и Чульдум также не имеется. Схема расположения земельного участка при распределении соответствует формату и содержанию согласно требованиям к ее подготовке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 886 ВХ-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О земле" (принят ЗП ВХ РТ ДД.ММ.ГГГГ) Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа " ** Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный орган, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В силу ч. 2 ст. 8.1 вышеназванного закона, распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.17 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3).
Пунктом 2 ст. 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Пунктом 3 ст. 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В статье 39.29 ЗК РФ установлено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В силу пп. 3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании перераспределения земельного участка, находящегося в собственности с разрешенным использованием: для жилого дома по адресу: ** на основании пп.3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ с приложением свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ; схемы расположения на КПТ - подлинник 2 листа; доверенности на представителя.
Уведомлением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-1899 ему отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения в соответствии с пп.1 п. 2.10.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося в собственности Республики Тыва, а также находящегося на территории городского округа " **", государственная собственность на которые не разграничена, для предоставления на торгах", утвержденного Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва N от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с невозможностью утверждения представленной схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению по основаниям, указанным в пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка категории земель - земли населенных пунктов. С разрешенным с использованием - для жилого дома общей площадью 597 кв.м, по адресу: ** кадастровым номером 17:18:0105023:125.
Постановлением Мэрии ** от ДД.ММ.ГГГГ N изменено разрешенное использование (назначение) земельного участка из категории земель населенных пунктов общей площадью 597 кв.м, находящегося по адресу: ** разрешенного использования земельного участка (назначения) земельного участка под индивидуальной жилой застройкой на разрешенное использование (назначение) для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ответу Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии **, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа " ** Республики Тыва", утвержденных решением Хурала представителей ** от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Зона предназначена для размещения многоквартирных малоэтажных домов до 4 этажей (включительно) с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилого дома.
Основанием для отказа на обращение ФИО1 указан пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 названной статьи.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно п. 6 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения
земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный ответчик не представил доказательств законности отказа в удовлетворении заявлении истца, а приложенные к заявлению документы соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, в том числе схема расположения земельного участка содержит все необходимые сведения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они мотивированы, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с ЗК РФ земельный участок не может быть перераспределен в связи с несоответствием вида разрешенного использования, суд считает несостоятельными, поскольку судом исследуется законность оснований обжалуемого решения, в данном случае уведомление об отказе основано на пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, которое было проверено судом.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении административного иска является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.