Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Канзая А.А, Таргына А.О,
при секретаре Доржан Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора ** Республики Тыва к администрации муниципального района " **" о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на организацию мест (площадок) для размещения твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений **, в том числе на межселенной территории, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям федерального законодательства, на территории сельских поселений **, а также на межселенной территории в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также о ведении реестра таких мест по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района " **" на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Таргына А.О, возражение прокурора Дажымба Б.Б,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ** Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района " **" о признании незаконным бездействия администрации муниципального района " **" по непринятию мер, направленных на организацию мест (площадок) для размещения твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории сельских поселений **, в том числе на межселенной территории, возложении обязанности на администрацию муниципального района " **" создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям федерального законодательства, на территории сельских поселений **, а также на межселенной территории в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также о ведении реестра таких мест.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 июня 2019 года административный иск удовлетворён.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика - администрации муниципального района " **", в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение, поскольку судом в качестве соответчика или заинтересованного лица к участию в деле не привлечен Хурал представителей **, в ведении которого находятся вопросы, в том числе финансирования создания мест (площадок) для размещения твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений **, в том числе на межселенной территории. Также судом не привлечено в качестве заинтересованного лица ООО " **", на которое согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва возложена обязанность по очистке сельских поселений от твердых коммунальных отходов.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора ** просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поскольку нормативно-правовыми актами обращение с твердыми коммунальными отходами отнесено к вопросам местного значения, то органы местного самоуправления муниципального района " **" обязаны устанавливать объем и содержание полномочий и финансовых обязательств в области обращения с отходами.
В судебном заседании прокурор Дажымба Б.Б. просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации ** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно статье 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, прокурор ** Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района " **" о признании незаконным бездействия администрации муниципального района " **" по непринятию мер, направленных на организацию мест (площадок) для размещения твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений **, в том числе на межселенной территории, возложении обязанности на администрацию муниципального района " **" создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям федерального законодательства, на территории сельских поселений **, а также на межселенной территории в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также о ведении реестра таких мест.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. председателя администрации ** ФИО6 направлялось требование прокурора N, в котором указывалось на необходимость в срок до 12 часов ДД.ММ.ГГГГ предоставить сведения о созданных площадках накопления твердых коммунальных отходов на территории ** в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. N1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (предоставить подтверждающие документы); об определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и о ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (предоставить подтверждающие документы); о проведении вышеуказанных работ в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений **, а также на межселенных территориях (предоставить подтверждающие документы); об обращении в Управление Роспотребнадзора по ** для согласования местоположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории **; о получении санитарно-эпидемиологического заключения на сформированные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории **.
Администрацией ** ДД.ММ.ГГГГ предоставлена информация, что места под ТКО определены в 11 сумонах, из 11 сумонов оформили надлежащим образом 4 земельных участка по ТБО, 3 земельных участка по ТБО поставлены на кадастровый учет, в настоящее время ведется работа по регистрации прав, по 4 земельным участкам проводятся кадастровые работы (из них утверждена 1 схема расположения земельного участка). Заключения на формирование мест накопления ТКО пока не получены. Ведется работа по получению заключения.
Из представления и.о. прокурора ** ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что прокуратурой ** проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального района " **" места (площадки) для временного размещения твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений ** не сформированы, с уполномоченным органом субъекта местоположение таких площадок не согласованы, санитарно-эпидемиологические заключения не получены. Указанное нарушение стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками администрации **, а также ненадлежащего контроля со стороны руководства над работой подчиненных работников, в связи, с чем требуется рассмотреть представление и принять меры по устранению нарушений федерального законодательства, а также по недопущению впредь (п.1). О результатах рассмотрения представления и принятых мерах направить ответ в письменном виде прокурору района в месячный срок (п.2). О дате, времени, месте рассмотрения представления прокурора требует уведомить заблаговременно для обеспечения участия. Просит рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц, допустивших нарушения к дисциплинарной ответственности (п.З).
ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ответ N, согласно которому по результатам рассмотрения представления прокуратуры в рамках устранения нарушений законодательства распоряжением Администрации ** от ДД.ММ.ГГГГ N определены конкретные мероприятия и ответственные лица по определению мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов и порядок разработки и ведения реестра мест отходов.
Как следует из ответа Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека ** от ДД.ММ.ГГГГ, запросы от органов местного самоуправления ** на предмет соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов района в Управление не поступали. Управлением не выдавались заключения о соответствии /не соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ** санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком не принимаются меры по исполнению законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами производства и потребления, оснований с которым не согласиться у судебной коллегии не имеется.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Республики Тыва от 29.12.2004 г. N 1101 ВХ-1 "Об отходах производства и потребления в Республике Тыва", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, в том числе осуществление полномочий в области обращения с отходами, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, на территориях сельских поселений муниципального района, а также на межселенной территории.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
В силу пункта 4 органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).
Согласно п.6 вышеуказанного Федерального закона накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом на основании вышеприведенных норм законодательства с учетом представленных суду доказательств правомерно установлено, что обязанность по организации мест (площадок) для размещения твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений **, в том числе на межселенной территории, а также по согласованию с уполномоченным органом субъекта местоположения таких площадок и получению санитарно-эпидемиологических заключений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Тыва.
Довод административного ответчика о том, что судом не были привлечены к участию в качестве соответчика или заинтересованного лица Хурал представителей **, к ведению которого относятся вопросы финансирования, а также в качестве заинтересованного лица - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва ООО " **", признается необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 41 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие), если: 1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков; 2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание; 3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.
Статьей 47 КАС РФ предусмотрено, что лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела, могут вступить в административное дело по собственной инициативе на стороне административного истца или административного ответчика, а также ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N ООО " **" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва. Физические и юридические лица, проживающие и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Тыва, обязаны заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В данном случае ООО " **" привлечению в качестве заинтересованного лица также не подлежит, поскольку именно органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Последующее заключение договоров с юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.
Доводы о привлечении Хурала представителей ** в качестве соответчика или заинтересованного лица также несостоятельны, основаны на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 сентября 2019 года.
Председательствующий
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.