Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Доржу Ш.О,
при секретаре Холчукпа А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карнафеля Н.С. на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 23 августа 2019 года, которым в отношении
Карнафеля Н.С, **
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 422 Уголовного кодекса Республики Беларусь,
требование Генерального прокурора Республики Беларусь о выдаче Карнафеля Н.С. компетентным органам Республики Беларусь, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Доржу Ш.О, выступления Карнафеля Н.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего постановление отменить, прокурора Гурова А.А, полагавшего необходимым судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
В производстве ** Следственного комитета Республики Беларусь находится уголовное дело по обвинению Карнафеля Н.С. в совершении преступления, предусмотренного ст. 422 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Карнафель Н.С. обвиняется в том, что будучи неоднократно судимым, имея неснятую и непогашенную судимость, находясь под превентивным надзором, установленным в отношении него в соответствии с постановлением суда ** Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ сроком на **, с целью уклонения от данного надзора с ДД.ММ.ГГГГ без согласия и уведомления органа внутренних дел оставил свое место жительство, а затем выехал за пределы Республики Беларусь.
ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем ** отдела Следственного комитета Республики Беларусь с санкции заместителя прокурора ** Республики Беларусь в отношении Карнафеля Н.С. применена мера пресечения в виде заключения под стражу с объявлением в розыск.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления старшего следователя ** отдела Следственного комитета Республики Беларусь подполковника юстиции Лапковского А.И. от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями ст. 61 Минской Конвенции от 22 января 1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" Карнафель Н.С. задержан на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Карнафеля Н.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время он содержится в **.
В соответствии с требованиями ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, в связи с задержанием Карнафеля Н.С. на территории Российской Федерации в **, ДД.ММ.ГГГГ Генеральная прокуратура Республики Беларусь обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о выдаче Карнафеля Н.С. для привлечения его к уголовной ответственности, предоставив необходимые материалы.
После поступления соответствующего требования о выдаче, срок содержания Карнафеля Н.С. под стражей неоднократно продлевался в установленном законом судебном порядке для обеспечения его выдачи запрашивающей стороне, последний раз продлен ДД.ММ.ГГГГ судьей Кызылского городского суда Республики Тыва на **, всего до **, по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В порядке, установленном статьями упомянутой выше Конвенции, а также статьями 462, 463 УПК РФ, после проверки представленных материалов заместителем Генерального прокурора Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче Карнафеля Н.С. для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от превентивного надзора по ст. 422 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В апелляционной жалобе обвиняемый Карнафель Н.С, выражая несогласие с вынесенным постановлением, оспаривает его привлечение по ст. 314.1 УК РФ, поскольку к нему был применен превентивный надзор спустя один год после освобождения из мест лишения свободы, в то время как диспозиция ст. 314.1 УК РФ, по которой его сейчас привлекают, применяется в отношении лица, уклонившегося от административного надзора, освободившегося из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительной причины к избранному им месту жительства, или не прибывания в определенный срок, а равно самовольное оставление места жительства, совершенное в целях уклонения от административного надзора. Также указывает, что не скрывался от правоохранительных органов Республики Беларусь, поскольку по прибытии на новое место жительства он сразу регистрировался, как в **, так и в **.
Проверив представленные материалы экстрадиционной проверки, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Действия Карнафеля Н.С. являются наказуемыми по российскому уголовному законодательству и соответствуют ч. 1 ст. 314.1 УК РФ (уклонение от административного надзора), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до одного года включительно, что отвечает условию выдачи, предусмотренному п. 2 ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь не истекли. Имеющиеся в законодательстве сторон несовпадения отдельных квалифицирующих признаков и отличия в квалификации преступлений в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и УПК РФ не являются основанием для отказа в выдаче.
Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ "Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Из п. 1 ч. 1 ст. 464 УПК РФ также следует, что выдача лица не допускается, если лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации. Подобное положение предусмотрено и ст. 57 упомянутой выше Конвенции от 22 января 1993 года, в соответствии с которой "выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны".Из представленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации материалов следует, что Карнафель Н.С. не является гражданином Российской Федерации, является гражданином Республики Беларусь, что подтверждается материалами представленного дела, в частности копиями паспорта, справками МВД Республики Беларусь, объяснения, приговора и иных документов, согласно которым Карнафель Н.С. документирован национальным паспортом гражданина Республики Беларусь, по вопросам утраты, выхода из гражданства Республики Беларусь не обращался, и соответственно является гражданином Республики Беларусь.
По информации Центра адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Главного Управления МВД России по ** Карнафель Н.С. был поставлен на миграционный учет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: **, согласно справке Управления по вопросам миграции МВД по ** Карнафель Н.С. по учетам не обращался; зарегистрированным по месту жительства, а также снятым с регистрационного учета не значится; по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном порядке не обращался; по имеющимся учетам ФМС России и электронной базы данных ДКС МИД России, переданным в УВМ ГУ МВД России по **, по учетам УВМ ГУ МВД России по **, СПО ** АС ЦБДУИГ сведения о приобретении Карнафелем Н.С. российского гражданства, в том числе в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, предоставлении статуса беженца, политического или временного убежища на территории Российской Федерации отсутствуют.
Таким образом, каких-либо оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом Российской Федерации, препятствующих выдаче Карнафеля Н.С, судом не установлено.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь гарантирует, что Карнафель Н.С. не будет без согласия Российской Федерации выдан третьему государству, привлечен к уголовной ответственности или подвергнут наказанию за преступление, совершенное им до выдачи, за которое он не был выдан; Карнафелю Н.С. будут предоставлены все возможности для защиты, включая юридическую помощь адвоката; он не будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания, и после окончания следствия или судебного разбирательства, а в случае вынесения обвинительного приговора - после отбытия наказания Карнафелем Н.С. сможет свободно покинуть территорию Республики Беларусь.
Преследование Карнафеля Н.С. осуществляется за совершение общеуголовного преступления и не носит политического характера, какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, убеждения и отношения к религии он не подвергается.
Требования ч. 5 ст. 464 УПК РФ об обязательном письменном уведомлении лица, в отношении которого принято решение о его выдаче, и разъяснении права на обжалование данного решения, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации выполнены, что подтверждается представленными материалами, а также фактом реализации Карнафелем Н.С. его права на обжалование принятого решения.
Доводы заявителя о его невиновности в совершении инкриминируемого преступления и незаконности объявления его в розыск в данном судебном заседании рассмотрению не подлежат, поскольку вопрос о его виновности или невиновности может решить только суд запрашивающей стороны при рассмотрении по существу уголовного дела, и, согласно требованиям ч. 6 ст. 463 УПК РФ, суд ограничивается проверкой соответствия решения о выдаче Карнафеля Н.С. законодательству и международным договорам Российской Федерации.
Материалы экстрадиционной проверки содержат сведения о том, что Карнафель Н.С. преследуется правоохранительными органами иностранного государства за совершение общеуголовного преступления и не преследуется по политическим мотивам, в связи с принадлежностью к определенной социальной группе, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности.
Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии вполне обоснованных опасений полагать, что Карнафель Н.С. может стать жертвой преследований по указанным выше признакам, не имеется. В предъявленном Карнафелю Н.С. обвинении не усматривается политической подоплеки преследования.
Как установлено судом и следует из объяснений самого Карнафеля Н.С, в ДД.ММ.ГГГГ выехал из Республики Беларусь в Россию для осуществления трудовой деятельности, за время нахождения на территории Российской Федерации никаких действий по обращению за убежищем не предпринимал. На территории Республики Беларусь продолжают проживать близкие родственники Карнафеля Н.С, которые угрозам и преследованиям не подвергаются, за территорию Республики Беларусь не выезжали. Каких-либо конкретных фактов о преследовании Карнафеля Н.С. на его родине по мотивам этнической принадлежности также не имеется.
Все эти обстоятельства с достаточной полнотой установлены в ходе экстрадиционной проверки, а потому суд приходит к выводу о том, что Карнафель Н.С. скрывался на территории Российской Федерации, опасаясь уголовного преследования за совершенное преступление на территории Республики Беларусь.
Доводы Карнафеля Н.С. о том, что не знал об установлении в отношении него превентивного надзора опровергаются материалами дела, в частности постановлением суда ** Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ, из сути которого видно, что в ходе судебного заседания Карнафель Н.С. участвовал лично, после рассмотрения дела отказался от подписи, о чем подтвердил инспектор УИИ ** РОВД Республики Беларусь, в связи с чем указанные доводы противоречат фактическим данным, установленным в суде.
Каких-либо объективных данных о том, что Карнафель Н.С. либо члены его семьи подвергались или могут подвергнуться пыткам либо иному негуманному или жестокому обращению в случае его выдачи, и что он будет лишен права на справедливое судебное разбирательство, не имеется.
При таких обстоятельствах решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче Карнафеля Н.С. для привлечения к уголовной ответственности компетентным органам Республики Беларусь является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 256, 463 УПК РФ, судебная коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
Решение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 23 августа 2019 года о выдаче Карнафеля Н.С. компетентным органам Республики Беларусь для привлечения к уголовной ответственности признать законным и обоснованным.
Жалобу Карнафеля Н.С. оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.