Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы от 4 июня 1998 г. N 2.2.-15/3255
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
(1 чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив по поручению Совета Государственной Думы от 19 мая 1998 года (протокол N 139) проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
В статье 1:
в пункте 1 вносимое в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации (далее - КЗоТ РФ) дополнение о запрете включения в трудовой договор условий, ограничивающих права работников иметь детей, исполнять семейные обязанности и др., не является предметом регулирования трудового законодательства и в этой связи данный пункт из законопроекта предлагается исключить;
в пунктах 4, 6 снижение возраста детей с трех до полутора лет, при наличии которых женщины не могут привлекаться к ночным и сверхурочным работам, ухудшает положение этих женщин по сравнению с действующей редакцией статьей 48 и 54 КЗоТ РФ, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в этом случае мужчины по сравнению с женщинами ставятся в худшее положение, поскольку на них не распространяется запрет на привлечение к ночным и сверхурочным работам при условии воспитания мужчиной без матери ребенка;
в пункте 12 предлагаемая редакция статьи 161 КЗоТ РФ фактически воспроизводит положения пункта 4, которым вносятся изменения в статью 49 КЗоТ РФ, за исключением труда в ночное время инвалидов. В этой связи предлагается данный пункт из статьи 1 проекта исключить либо изложить его в другой редакции;
в пункте 13 снижение возраста детей с трех до полутора лет, при наличии которых женщины не могут привлекаться к ночным и сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направляться в командировку, ухудшает положение этих женщин по сравнению с действующей редакцией статьи 162 КЗоТ РФ, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации;
в пункте 14 новая редакция статьи 163 КЗоТ РФ ухудшает положение женщин, имеющих детей, при привлечении их к сверхурочным работам и направлении в командировки по сравнению с действующей редакцией этой статьи, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, мужчины, имеющие детей и воспитывающие их без матери, ставятся по отношению к женщинам в неравное положение, поскольку на них не распространяется запрет на привлечение к сверхурочным работам при условии воспитания мужчиной без матери ребенка в возрасте до полутора лет;
в части 2 новой редакции статьи 163.1 неясно, какие женщины должны относиться к "женщинам детородного возраста";
в пункте 17 содержание части второй статьи 164 КЗоТ РФ не соответствует ее названию. В этой связи данную норму предлагается записать отдельной статьей 166.1 КЗоТ РФ;
в пункте 19 новая редакция статьи 168 КЗоТ РФ ухудшает положение женщин, усыновивших детей, по сравнению с действующей редакцией указанной статьи, в которой не предусматривается ограничение возраста усыновленного ребенка до 3 месяцев для предоставления им отпуска, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации;
в пункте 20 новая редакция части второй статьи 170 КЗоТ РФ ухудшает положение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, по сравнению с действующей редакцией данной статьи, допуская их увольнение по инициативе работодателя в случаях нарушения трудовой дисциплины, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации;
в пункте 22 период выплаты пособия в связи с усыновлением ребенка в возрасте до 3 месяцев не согласуется с частью 3 статьи 7 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.