В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.К.Кошевой и В.Е.Паниным.
Принимая во внимание, что указанный законопроект подготовлен в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Конвенция N 154), Правительство Российской Федерации поддерживает принятие данного проекта федерального закона.
Вместе с тем, законопроект нуждается в тщательной юридической и редакционной проработке.
Замечания и предложения по отдельным статьям проекта федерального закона прилагаются.
Приложение: Замечания и предложения к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" на 2 л.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
О.Сысуев |
Замечания и предложения
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Кодекс законов о труде Российской Федерации"
1. На наш взгляд, дополнять статью 15 КЗОТ Российской Федерации нет необходимости, так как данная статья содержит условия, определяющие специфику трудовых отношений работника и работодателя. Перечислять все условия, которые не должны содержаться в трудовом договоре, нецелесообразно.
2. Статья 16 КЗОТ Российской Федерации предусматривает в качестве обстоятельств, которые не могут служить основанием для отказа в приеме на работу, все обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника. В числе прочих, таким обстоятельством является наличие (отсутствие) детей и семейных обязанностей. В связи с этим считаем, что названная статья не нуждается в соответствующем уточнении.
3. Представляется нецелесообразным увеличивать нормы, носящие форму категорических запретов. Это относится к тем статьям законопроекта, по которым родители, имеющие малолетних детей, вправе сами принимать решение: работать ли им сверхурочно, в ночное время и т.д. Применительно к беременным женщинам такие запреты, по нашему мнению, обязательны.
4. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" слова: "ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет" заменить словами "ребенка в возрасте до 18 лет, который признан в установленном порядке инвалидом" (пункты 5, 6, 14, 18 законопроекта).
5. Предлагаемое дополнение части первой статьи 49 КЗОТ Российской Федерации нецелесообразно, т.к. является частным случаем. Текст действующей статьи, предусматривающей введение режима неполного рабочего времени только по согласованию с работником, не предполагает обязательного перевода на другую должность в связи с режимом труда, а, следовательно, и "возвращение" на работу с полным рабочим временем. Изменение режима труда возможно на одной и той же должности, а переход на режим полного времени осуществляется по взаимному согласию работника и работодателя в любое время.
6. Пункт 7 законопроекта предлагается исключить, так как отпуск до истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы предоставляется женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него - как защита специфических прав женщин, связанных с выполнением репродуктивной функции.
7. Пункт 8 проекта федерального закона о дополнениях части четвертой статьи 74 КЗоТ Российской Федерации о работниках с "семейными обязанностями", вызывает сомнение. Возможно, целесообразнее ввести возрастной ценз детей, родителям которых запрещается непредоставление ежегодного отпуска в течение двух лет, и дополнить эту категорию родителями детей-инвалидов и лиц, осуществляющих уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.
8. Предложение о дополнении статьи 77 КЗоТ Российской Федерации, по нашему мнению, вносить нецелесообразно по основаниям, изложенным в пункте 2 настоящих замечаний и предложений, т.к. речь идет об одних и тех же признаках дискриминации как при приеме на работу, так и в вопросах оплаты труда.
9. Редакцию пункта 14 статьи 1 предлагается изменить, включив положение о возможности привлечения к сверхурочным работам и направлению в командировки родителей, имевших детей в возрасте до 3 лет, с их согласия.
10. Исключить из пункта 15 статьи 1 предложение: "Женщинам детородного (репродуктивного) возраста по их желанию предоставляется дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы".
11. Вызывает сомнение необходимость введения статьи 164.1 в связи с тем, что, во-первых, непонятно, чем вызвано установление указанного в статье возрастного ценза детей (до 8 лет, а не 10, 14 лет), во-вторых, неясно, каковы объективные критерии, не позволявшие совмещать профессиональные и семейные обязанности.
12. В пункте 18 в предлагаемом варианте статьи 167.1 допущена правовая неточность. Действующий КЗоТ Российской Федерации предусматривает отдельные понятия, имеющие различный правовой статус: "дополнительный отпуск" (статья 68) и "отпуск без сохранения заработной платы" (статья 76). В связи с этим необходимо внести в указанный проект соответствующее изменение.
13. В пункте 19 часть первую статьи 168 после слова "усыновленного ребенка" дополнить словами "указанного в свидетельстве о рождении или усыновленного судом" - далее по тексту.
14. В пункте 20 вторую часть статьи 170 изложить в следующей редакции:
"Увольнение беременных женщин, родителей, имеющих детей в возрасте до трех лет, ребенка в возрасте до восемнадцати лет, который признан в установленном порядке инвалидом, а также родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, в семье которых нет других работников..," - далее по тексту. После слова "предусмотренных" - включить слова "пунктами 3, 4, 7" (статья 33).
15. В связи с распространением законопроектом отдельных льгот на отцов требуется уточнить редакцию статьи 172.1.
Заместитель Руководителя Аппарата
Правительства Российской Федерации |
С.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 16 июля 1998 г. N 3601п-П12 "К проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был