Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С,
судей Ганченковой В.А, Скипальской Л.И,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Макеева И.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о включении в государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканскую целевую программу "Жилище", утверждённые постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. N 53 по апелляционной жалобе Макеева И.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Макеев И.В. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о включении в государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканскую целевую программу "Жилище", утверждённые постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
В обоснование исковых требований указано, что ему на праве общей долевой собственности принадлежат 1/2 доли земельного участка общей площадью 1600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". На указанном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом общей площадью 108,7 кв.м.
Актом обследования технического состояния территории земельных участков и строений от 12 декабря 2012 г. установлено, что "адрес" расположен перпендикулярно к южной стороне склона естественного оврага р. Леплейки. На расстоянии 1,5 м от кирпичного пристроя дома наблюдается просадка грунта глубиной 60-70 см, в длину около 5 м вдоль южного склона.
На южной торцевой стене кирпичного пристроя наблюдается трещина вертикального расположения шириной 0,5 - 1 см. В квартире N 2 в спальной комнате наблюдается переход отметок уровня пола до 5 см и на уровне потолочного перекрытия наблюдается трещина шириной до 5 см, расположенная вдоль южной торцевой стены с внутренней стороны комнаты. В другой спальне квартиры N 2 также наблюдаются трещины на торцевой южной стороне кирпичного пристроя и внутренних перегородок. Указанные разрушения конструкций жилого дома происходят в связи с оползневыми процессами, распространёнными по левому склону р. Леплейка левого притока реки Инсар, на южной окраине посёлка.
Истец неоднократно обращался по поводу сложившейся аварийной ситуации дома в администрацию городского округа Саранск в администрацию Президента Российской Федерации, в прокуратуру, однако получал отказы в решении указанного вопроса. Проживать далее в этом доме опасно для жизни.
Межведомственная комиссия в своём заключении от 9 июля 2014 г. N 10 приняла решение о признании жилых помещений по адресу: "адрес" непригодными для проживания, а жилого дома - аварийным и подлежащим сносу.
Полагает, что сложившаяся ситуация не только нарушает его права и законные интересы членов его семьи, но и реально угрожает их жизни. Проживать в таком жилом помещении невозможно.
Одним из мотивов отказа в удовлетворении требований послужил вывод о том, что их дом не является многоквартирным, а следовательно не может быть фигурантом муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы", которая утверждена постановлением администрации городского округа Саранск от 27 ноября 2013 г. N 3173. Целью указанной программы является переселение из многоквартирных домов, признанных в установленном законом аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа Саранск.
Однако, дом истца состоит из двух квартир и по своему содержанию полностью подпадает под определение многоквартирного дома, предусмотренного законодательством.
В уточнение исковых требований просил суд включить жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" в государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканскую целевую программу "Жилище", утверждённые постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2019 г. исковые требования Макеева И.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Макеев И.В. просил решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение, считая его незаконным. Указывает, что поскольку сторонами не оспаривается непригодность жилого дома для проживания и признание его аварийным и подлежащим сносу, жилой дом истца признан многоквартирным, то выводы суда, что разрушение конструкций жилого дома происходит в связи с оползневыми процессами не имеют правового значения для принятия решения о включении в государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" республиканскую целевую программу "Жилище", утверждённые постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г.
Считает, что принимая акты об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания, орган местного самоуправления фактически признал обязанность по предоставлению истцу другого жилого помещения, поскольку спорный дом по своему техническому состоянию, как непригодный для проживания, подлежит отселению.
В отзыве на апелляционную жалобу третьи лица Макеев П.В, Макеева И.Л, Макеева Л.Н. считают решение суда незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы истца.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия Киселева О.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель истца Макеева И.В. - Исламова Т.А, представитель третьего лица администрации городского округа Саранск, третьи лица Макеев П.В, Макеева И.Л. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Макеев И.В, его представители Решетникова Ю.К. и Макеева Л.Н, третье лицо Макеева Л.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия Киселева О.С. относительно них возразила.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно неё в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создаётся государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счёт своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В статье 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 2).
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 г, она утверждается на период до 1 сентября 2025 г. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53 утверждены государственная программа Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" и республиканская целевая программа "Жилище".
В государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", среди прочих включены: подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Республике Мордовия", подпрограмма "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства", подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", республиканская целевая программа "Жилище", республиканская адресная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия" на 2014-2043 годы.
Целями государственной программы являются, в том числе: повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения; улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Мордовия, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
В качестве задач государственной программы определены, в том числе: обеспечение граждан доступным и комфортным жильём; переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия является одним из соисполнителей государственной программы.
Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" направлена на реализацию регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Республиканская целевая программа "Жилище" предусматривает реализацию следующих основных мероприятий: государственная поддержка юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере жилищного строительства; реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки муниципальных образований Республики Мордовия в обеспечении коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, выделяемых для жилищного строительства; обеспечение жильём отдельных категорий граждан (предоставление дополнительных социальных выплат семьям - участницам подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" при рождении (усыновлении) одного ребёнка; предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; осуществление полномочий по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г..N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г..N714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; осуществление полномочий по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г..N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; обеспечение жильём граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц; предоставление субсидий для долевого финансирования расходов на предоставление молодым семьям социальных выплат на строительство или приобретение жилья; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством (граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей); развитие ипотечного жилищного кредитования; создание условий для строительства и
реконструкции предприятий по производству энергоэффективных и энергосберегающих строительных материалов, конструкций и изделий; участие в реализации программы "Жильё для российской семьи"; содействие развитию жилищного строительства для целей найма жилых помещений социального и коммерческого использования, муниципального специализированного жилищного фонда; обеспечение деятельности аппарата Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия; проведение государственной политики по ценообразованию; градостроительная подготовка земельных участков в целях жилищного строительства; создание условий для внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства в проектировании; обеспечение жилищного строительства земельными участками, в том числе для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства; снижение административных барьеров в строительстве; содействие в разработке и реализации муниципальных программ по развитию жилищного строительства; подготовка и переподготовка кадров для строительной отрасли; обеспечение доступной средой жизнедеятельности для маломобильных групп населения при строительстве жилья; развитие жилищного строительства; региональный проект "Жильё"; региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей".
Ответственным исполнителем подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Задачей названной подпрограммы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Программа рассчитана на долгосрочный период 2019-2025 годы.
Судом первой инстанции установлено, что Макееву И.В. на праве общей долевой собственности принадлежат 1/2 доли земельного участка общей площадью 1600 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Николаевка, ул. Южная, 1а, кв. 2 и часть жилого дома, расположенного по данному адресу общей площадью 108,7 кв.м (л.д. 80, 81).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 сентября 2016 г. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан многоквартирным.
Часть жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащая на праве собственности Макееву И.В, общей площадью 108,7 кв.м, признана квартирой N 2.
Часть жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащая на праве собственности Макееву П.В, общей площадью 56,7 кв.м, признана квартирой N 1.
Прекращено право собственности Макеева И.В. на часть жилого дома, площадью 108,7 кв.м, по адресу: "адрес".
Прекращено право собственности Макеева П.В. на часть жилого дома, площадью 56,7 кв.м, по адресу: "адрес".
Признано право собственности Макеева И.В. на квартиру N 2 общей площадью 108,7 кв.м, по адресу: "адрес".
Признано право собственности Макеева П.В. на квартиру N 2 общей площадью 56,7 кв.м, по адресу: "адрес" (л.д. 82-83).
В "адрес" зарегистрированы и проживают Макеев И.В. и Макеева Л.Н. (л.д. 29, 30).
Актом обследования технического состояния территории земельных участков и строений "адрес" от 12 декабря 2012 г. установлено, что "адрес" расположен перпендикулярно к южной стороне склона естественного оврага р. Леплейки. На расстоянии 1,5 м от кирпичного пристроя дома наблюдается просадка грунта глубиной 60-70 см, в длину около 5 м вдоль южного склона. На южной торцевой стене кирпичного пристроя наблюдается трещина вертикального расположения шириной 0,5-1 см. В квартире N 2 в спальной комнате наблюдается переход отметок уровня пола до 5 см и на уровне потолочного перекрытия наблюдается трещина шириной до 5 см, расположенная вдоль южной торцевой стены с внутренней стороны комнаты. В другой спальне квартиры N 2 также наблюдаются трещины на торцевой южной стороне кирпичного пристроя и внутренних перегородок. Указанные разрушения конструкций жилого дома происходят в связи с оползневыми процессами, распространёнными по левому склону р. Леплейка левого притока р. Инсар, на южной окраине посёлка (л.д. 51).
Как следует из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N 10 от 9 июля 2014 г. межведомственная комиссия, руководствуясь пунктом 36 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 приняла решение о признании жилых помещений по адресу: "адрес" непригодными для проживания, а жилого дома - аварийным и подлежащим сносу (л.д. 57-60). Указанные выводы сделаны на основании того, что разрушение конструкций жилого дома происходит в связи с оползневыми процессами, распространенными по левому склону р. Леплейка левого притока р. Инсар, на южной окраине посёлка.
Письмом от 25 марта 2019 г. администрация городского округа Саранск сообщила Макееву И.В, что поскольку основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу является влияние окружающей среды, а не физический износ, оснований для включения его в региональные и муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с указанием перечня многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, разрабатываемые в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", не имеется (л.д. 69).
12 апреля 2019 г. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия на обращение Макеева И.В. о переселении из аварийного жилого дома сообщило, что его дом не является многоквартирным, а является индивидуальным жилым домом, в котором выделены части дома, в перечень аварийных домов, подлежащих переселению в рамках программы, он не включён и администрацией городского округа Саранск в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью предложено жилое помещение маневренного жилищного фонда (л.д. 70-71).
15 мая 2019 г. Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия сообщило Макееву И.В, что принадлежащий Макееву И.В. дом не включён в перечень аварийных домов, подлежащих переселению в рамках подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" в составе государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканской целевой программы "Жилище", утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу не в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, а в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера, то есть оползневыми процессами, распространёнными по левому склону р. Леплейка левого притока реки Инсар (л.д. 120-121).
Из письма от 16 апреля 2019 г. Главного управления МЧС России по Республике Мордовия следует, что вопрос об оказании содействия в предоставлении Макееву И.В. благоустроенного жилого помещения взамен аварийного дома не входит в полномочия Главного управления (л.д. 67).
Из письма от 9 апреля 2019 г. Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства следует, что фонд действует в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", на основании пункта 4 статьи 2 которого предоставляет целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Для целей Федерального закона под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Переселение жильцов из домов, ставшими непригодными для проживания не вследствие физического износа в процессе их эксплуатации, к компетенции Фонда не относится и осуществляется без участия средств Фонда. Дом по адресу: "адрес", признан аварийным решением органа местного самоуправления от 9 июля 2014 г. N 10 в связи с влиянием окружающей среды. Плановая дата окончания расселения - 31 декабря 2023 г. Порядок признания многоквартирного дома аварийным установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 57 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Решение межведомственной комиссии оформляется заключением, на основании которого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления издается распоряжение с указанием сроков переселения жильцов. В случае непринятия органом местного самоуправления мер по распоряжению о признании дома аварийным гражданин вправе оспорить действия (бездействия) указанного органа в суде (л.д. 72-73).
При таких обстоятельствах районный суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Макеева И.В.
Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда об отсутствии правовых оснований для включения жилого дома истца в государственную программу Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из материалов дела, дом истца, признанный вступившим в законную силу решением суда многоквартирным домом, заключением межведомственной комиссии от 9 июля 2014 г. N 10 признан аварийным и подлежащим сносу на основании пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", согласно которому одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является расположение жилых помещений в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.
Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия", являющаяся составной частью государственной программы "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", утверждённая постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53 направлена на реализацию регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно паспорту подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" в неё включаются многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Таким образом, названная подпрограмма не может быть применена в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с произошедшими чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, стихийными бедствиями, к каковым относятся оползневые процессы.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации 7 июня 1995 г. приняло постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.
Установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561).
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при условии регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абзац второй пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561).
Пунктами 3, 4 и 5 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
Законом Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" установлен порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Указанный Закон передаёт органам местного самоуправления государственные полномочия по ведению учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, определяет полномочия Правительства Республики Мордовия в сфере нормативного правового регулирования жилищных отношений.
В силу статьи 9-2 названного закона право на предоставление социальной выплаты на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве, имеют признанные в соответствии с настоящим законом нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) лица, у которых уничтожено или повреждено жильё в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. N 7 утверждено Положение о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия.
Согласно подпункту 3 названного положения, лицами, у которых уничтожено или повреждено жильё в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, признаются лица, жилые помещения которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции.
Данные лица имеют право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Положением. Норма предоставления общей площади жилого помещения для таких граждан соответствует размеру общей площади жилья, уничтоженного или повреждённого в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, но не более размера, указанного в части первой пункта 10 Положения.
Граждане, у которых уничтожено или повреждено жильё в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, с использованием средств предоставленной социальной выплаты имеют право приобретать или осуществлять строительство жилого помещения общей площадью не ниже размера общей площади жилья, уничтоженного или повреждённого в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Для получения социальной выплаты граждане предоставляют в государственные казённые учреждения социальной защиты населения Республики Мордовия по месту жительства, подведомственные уполномоченному органу, документы, указанные в пункте 14 данного Положения.
Согласно пункту 4.1 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 января 2003 г. N19 (здесь и далее в редакции, действующей на момент признания дома истца аварийным) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Мордовия, средства резервного фонда Правительства Республики Мордовия предоставляются для приобретения, восстановления либо ремонта жилья, пострадавшего от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в форме субсидий.
Пунктами 1.3 и 4.4 указанного Порядка предусмотрено, что средства резервного фонда Правительства Республики Мордовия могут быть предоставлены: гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Мордовия, для приобретения, восстановления либо ремонта жилья, пострадавшего от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в форме субсидий. Размер субсидии рассчитывается исходя из степени повреждения жилья.
С заявлением о предоставлении субсидии из резервного фонда Правительства Республики Мордовия граждане должны обращаться в Правительство Республики Мордовия (пункты 4.2, 4.3).
Таким образом, Макеев И.В. и его семья, при соблюдении условий, предусмотренных вышеназванными правовыми актами, как лица, у которых уничтожено или повреждено жильё в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера могут иметь право на возмещение ущерба, причинённого имуществу вследствие чрезвычайной ситуации в виде государственного жилищного сертификата (субсидии), а не в рамках подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия" в составе государственной программы Республики Мордовия "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства", республиканской целевой программы "Жилище", утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. N 53.
Доводы апелляционной жалобы об ином не свидетельствуют и отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права и не содержащие правовых оснований к отмене правильного судебного решения.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Макеева И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 октября 2019 г.
Судья В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.