ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2019 г. по делу N 3а-36/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О,
при секретаре Палаткиной А.С,
с участием в деле
административного истца - Сахно Л.С,
административного ответчика - Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика - Аппарата Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"),
заинтересованного лица - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск, его представителя Ионова С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное исковое заявление Сахно Л.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Сахно Л.С. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания - прирельсового склада с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", площадью 924,4 кв.м, равной его рыночной стоимости 4 218 600 рублей.
В обоснование иска указала, что является собственником ? доли в праве собственности указанного объекта недвижимости, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 1 июля 2012 г. и составляет 7 897 782 рубля.
Сахно Л.С. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает права истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером "N" N "N" от 18 февраля 2019 г, составленному ООО "Рыночные оценочные системы", рыночная стоимость нежилого здания составляет 4 218 600 рублей по состоянию на 1 июля 2012 г.
По данным основаниям Сахно Л.С. просила суд установить кадастровую стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2012 г.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия представил письменные возражения на административное исковое заявление, указав, что не является надлежащим ответчиком.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 мая 2019 г. в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, по ходатайству административного истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости объекта недвижимости, производство которой поручено ФБУ Пензенской ЛСЭ Минюста России, производство по делу приостановлено до окончания экспертизы и получения заключения эксперта (л.д. 143-146).
6 сентября 2019 г. в суд поступило заключение эксперта ФБУ Пензенской ЛСЭ Минюста России от 29 августа 2019 г. N "N", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 июля 2012 г. составляет 3 405 364 рубля (л.д. 212-219).
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 9 сентября 2019 г. производство по делу возобновлено (л.д. 232).
Представители административных ответчиков Правительства Республики Мордовия, Аппарата Правительства Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, представители заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Ростреестра", Госкомимущества Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, не просили отложить рассмотрение административного дела.
Оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришёл к выводу о возможности проведения судебного заседания в отсутствие указанных лиц.
Административный истец Сахно Л.С. в судебном заседании уточнила административные исковые требования, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 3 405 364 рубля по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил отказать в удовлетворении административного иска ввиду того, что снижение кадастровой стоимости объекта недвижимости повлечет уменьшения суммы налога на имущество физических лиц, поступающего в доходную часть бюджета городского округа Саранск.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о праве собственности серия "N", выданному нотариусом Хрущалиной О.И, Сахно Любови Семеновне принадлежит 1/2 доля в праве собственности на нежилое здание - прирельсовый склад с кадастровым номером "N" (л.д. 9).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "N" определена по состоянию на 1 июля 2012 г, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 января 2013 г. (л.д. 10).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такой закон в Республике Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия - это Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. N 91-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", которым установлена указанная дата - 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Республики Мордовия, сформированный по состоянию на 1 июля 2012 года, а также максимальные, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по группам в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городскому округу Саранск) Республики Мордовия, определенные по состоянию на 1 июля 2012 г.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Сахно Л.С. как собственника нежилого здания и плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого от кадастровой стоимости.
Следовательно, Сахно Л.С. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "N" в суде.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "N" затрагивают права и обязанности административного истца Сахно Л.С. как собственника нежилого здания.
Суд отклоняет отчёт об оценке рыночной стоимости нежилого здания N "N" от 18 февраля 2019 г, составленный ООО "Рыночные оценочные системы", т.к. при сравнительном подходе оценщиком использованы цены отчуждения объектов-аналогов с учётом НДС, который при определении кадастровой стоимости не должен учитываться.
Как уже указывалось ранее, определением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 мая 2019 г. в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, назначена судебная строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д. 143-146).
Судебная строительно-техническая экспертиза проведена, и согласно заключению эксперта ФБУ Пензенской ЛСЭ Минюста России от 29 августа 2019 г. N "N" рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 июля 2012 г. составляет 3 405 364 рубля (л.д. 212-219).
Рыночная стоимость нежилого здания установлена экспертом на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренной статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 211).
Заключение эксперта полное, ясное, сомнений в обоснованности у лиц, участвующих в деле, не вызвало и у суда не вызывает. Экспертом в качестве объектов-аналогов взяты объекты недвижимости, в отношении которых были заключены договоры купли-продажи, права собственности на объекты-аналоги прошли государственную регистрацию. Экспертом проанализирован рынок недвижимости, обоснованно применен сравнительный подход, мотивировано применение или неприменение корректировок, со ссылкой на анализ сведений об объекте оценке и объектах-аналогах. Экспертное заключение отвечает требованиям достоверности, допустимости, данные о нарушении экспертом требований, содержащихся в Федеральном законе N 135-ФЗ и федеральных стандартах оценки, отсутствуют.
Административные ответчики и заинтересованные лица не выразили своего отношения к заключению судебной строительно-технической экспертизы, несмотря на предоставленную им для этого возможность.
Административный истец Сахно Л.С. выразила согласие с заключением судебной строительно-технической экспертизы.
Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о назначении повторной или дополнительной судебной экспертизы.
С учётом изложенного суд не усматривает оснований для несогласия с заключением эксперта, и оно может быть принято в целях установления рыночной стоимости нежилого здания на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление экспертом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, исковые требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости нежилого здания внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 января 2013 г. (л.д. 10).
9 апреля 2019 г. Сахно Л.С. подала в Верховный Суд Республики Мордовия заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером "N" по состоянию на 1 июля 2012 г. (л.д. 2-4).
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2019 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости (посредством почтового отправления) в суд - 9 апреля 2019 г, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и частью 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в результате проведения массовой кадастровой оценки зданий и сооружений, итоги которой утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 476 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия", в связи с чем надлежащими ответчиками по административному делу являются Правительство Республики Мордовия и Аппарат Правительства Республики.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Республике Мордовия в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ, не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Сахно Л.С. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Доводы заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск о том, что снижение кадастровой стоимости объекта недвижимости повлечет уменьшение суммы налога на имущество физических лиц, поступающего в доходную часть бюджета городского округа Саранск, не могут служить правовым основанием для отказа в удовлетворении административного иска
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск Сахно Любови Семеновны к Правительству Республики Мордовия, Аппарату Правительства Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания - прирельсового склада с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 924,4 кв.м, в размере 3 405 364 (три миллиона четыреста пять тысяч триста шестьдесят четыре) рубля по состоянию на 1 июля 2012 г.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером "N" установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи заявления Сахно Л.С. о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером "N", сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 9 апреля 2019 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.