Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Людмила Ивановна, при секретаре Лебедевой Елене Анатольевне, рассмотрев 25 сентября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу защитника АО "Мордовцемент" Злобиной Н.Н. на решение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 31 июля 2019 г.,
установил:
решением судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 31 июля 2019 г. постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Маланкиной Н.А. от 21 июня 2019 г. N 74-2019 (далее - постановление от 21 июня 2019 г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО "Мордовцемент", изменено в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа, размер штрафа снижен до двухсот тысяч рублей.
Защитник АО "Мордовцемент" Злобина Н.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой, в которой просила отменить указанное решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлялся для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством; с момента приобретения предпринимаются действия для осуществления перевода данного земельного участка в земли промышленности и срок его освоения не истек.
В судебном заседании защитник АО "Мордовцемент" Злобина Н.Н. поддержала доводы жалобы, пояснила, что копия решения судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 31 июля 2019 г. обществом получена 20 августа 2019 г.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 27 мая 2019 г. в 11 часов 30 минут при проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО "Мордовцемент" обследован принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, общей площадью 77 766 кв.м, с кадастровым номером "N", "адрес".
В ходе указанной проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: спорный земельный участок на всей площади покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава) с преимущественным видовым составов трав: цикорий, пижма, полынь обыкновенная, чертополох, тысячелистник обыкновенный, пырей ползучий, бодяк полевой, вейник наземный, щавель конский; земельный участок в сельскохозяйственном производстве не используется; выявленное зарастание сорной многолетней растительностью свидетельствует о непроведении в течение продолжительного времени обязательных мероприятий по обработке почвы для возделывания сельскохозяйственных культур и непринятии мер к повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных мероприятий по предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель; распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельного участка, что в целом свидетельствует о нерациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения; фактически происходит деградация ценного вида земель сельскохозяйственного назначения (пашни), в залежь; освоение земельного участка невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы.
Постановлением от 21 июня 2019 г. АО "Мордовцемент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четыреста тысяч рублей.
Изменяя указанное постановление в части размера административного штрафа, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины АО "Мордовцемент" в совершении вмененного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств, в том числе: протокол об административном правонарушении от 5 июня 2019 г. N 01-05, акт проверки от 3 июня 2019 г. N01-10 с прилагаемой фототаблицей.
Данный вывод судьи районного суда основан на правильном применении закона.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) регламентировано, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Земельное законодательство основывается на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Вина АО "Мордовцемент" в совершении правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется лишь установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В спорном случае АО "Мордовцемент" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах вывод судьи об установлении события административного правонарушения, а также о наличии в деянии (действии, бездействии) АО "Мордовцемент" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является верным, основанным на имеющихся в деле относимых и допустимых доказательствах.
Проверяя законность и обоснованность постановления
от 21 июня 2019 г, судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Действия АО "Мордовцемент" правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 КоАП РФ и обоснованно снижено судьей районного суда с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Доводы жалобы о том, что обязанность по использованию земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в указанных целях должна быть исполнена в течение трех лет, что предусмотрено абзацем 6 пункта 1 части 2 статьи 45 ЗК РФ и Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, несостоятельны, поскольку статья 45 ЗК РФ предусматривает основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусматривает, при неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения в течение трех лет, вопросы принудительного изъятия земельного участка и признание земельной доли невостребованной, что к рассматриваемым правоотношениям неприменимо.
Ссылка защитника АО "Мордовцемент" на статью 4 Федерального закона N 172 от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не может быть принята во внимание, поскольку данная статья содержит основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, что также не является предметом рассмотрения по делу.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы, которые к тому же являлись предметом судебного разбирательства, им была дана мотивированная оценка, правильность которой сомнений не вызывает.
Несогласие подателя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств и имеющихся доказательств не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу решения судьи.
Исходя из изложенного, обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия
от 31 июля 2019 г. по жалобе на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Маланкиной Н.А. от 21 июня 2019 г. N 74-2019 о привлечении к административной ответственности АО "Мордовцемент" по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника АО "Мордовцемент" Злобиной Н.Н. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.