Письмо Правового Управления Аппарата Государственной Думы
от 2 октября 1998 г. N 2.2-15/2351
Заключение
по проекту федерального закона "О землях традиционного
природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
(I чтение)
Рассмотрев повторно по поручению Комитета от 21.09.98 г. проект федерального закона "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, федеральным законам,
основным отраслевым законодательным актам
При подготовке законопроекта к рассмотрению его Государственной Думой в первом чтении полагаем необходимым обратить внимание на следующие замечания и предложения общего характера.
1. Представленный законопроект, в основном, посвящен вопросам землепользования коренных малочисленных народов. Вместе с тем, следует иметь в виду, что общие вопросы землепользования регулируются земельным законодательством, в том числе при предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп (статьи 28, 89, 90, 94 и др. Земельного кодекса Российской Федерации). Однако, в отличие от действующего земельного законодательства рассматриваемый законопроект в ряде случаев по-иному решает наиболее принципиальные вопросы, предусматривая отличный порядок предоставления земельных участков членам общины коренных малочисленных народов от установленного для лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но проживающих на указанной территории. Кроме того, в названном законопроекте ограничивается предусмотренное статьей 36 Конституции Российской Федерации право граждан на получение земли в частную собственность, поскольку право собственности на земельные участки возникает лишь в случае перехода их по наследству. В связи с этим полагали бы необходимым вопросы землепользования (в том числе и рассматриваемой категории лиц) решить в Земельном кодексе Российской Федерации, либо в соответствии с пунктом "м" статьи 72 Конституции Российской Федерации подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проект единого законодательного акта по данному вопросу, в котором отразить особенности природопользования коренных малочисленных народов, в том числе по вопросам пользования землей, недрами, водными объектами, объектами животного и растительного мира, охраны окружающей природной среды, с установлением правового статуса и перечня малочисленных народов, а также перечня территорий, за ними закрепляемых, поскольку к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
2. Представленный законопроект (статьи 6-8) содержит условия, согласно которым земельные участки могут находиться в государственной собственности. Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Поэтому в данном законопроекте, в случае его принятия, следовало бы прописать указанный порядок, из которого следует, в каком случае, для целей настоящего Федерального закона, речь идет об объектах, относящихся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации.
3. В законопроекте допускается смешение понятий "земля традиционного природопользования коренных малочисленных народов", как родовое понятие, и конкретные земельные участки, как часть указанных земель, в определенных границах, предоставляемые для определенных целей.
По отдельным статьям законопроекта имеются следующие замечания.
1. Положения статьи 13 (пункт 2) законопроекта не соответствуют положениям статей 129 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку должны быть указаны земли, изъятые из оборота. Данный вопрос может быть решен в законе о земле и других природных ресурсах (пункт 3 статьи 129 Кодекса).
2. Положения статьи 14 проекта, в части вопросов изъятия земельных участков, необходимо привести в соответствие со статьями 279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации положения статей 12 (пункт 2) и 13 (пункт 4) проекта, поскольку согласно статье 77 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти.
4. Положения статей 8, 10-12 должны быть урегулированы Земельным кодексом Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации, поскольку речь в данных статьях идет об общих вопросах землепользования.
5. По законопроекту в силу статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" необходимо проведение государственной экологической экспертизы, поскольку законопроектом затрагиваются вопросы, связанные с воздействием на окружающую природную среду. Кроме того, обращаем внимание авторов законопроекта на то обстоятельство, что обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежит документация, обосновывающая хозяйственную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
принятию в связи с принятием данного законопроекта
Указанный перечень в установленном Регламентом Государственной Думы порядке не представлен.
Замечания технико-юридического и
лингвостилистического характера
Законопроект требует технико-юридической и лингвостилистической доработки с учетом высказанных замечаний и предложений.
Отдельные замечания по законопроекту были переданы в Комитет в рабочем порядке.
По проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" замечаний не имеется.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.