СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2019 года, по которому:
взысканы с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Гончарук Л.М. денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных средств в размере 80400 (восемьдесят тысяч четыреста) рублей.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М, пояснения прокурора Чершкуте Я.В, судебная коллегия
установила:
Прокуратура г.Воркуты в интересах несовершеннолетнего ФИО16 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в сумме 80400 руб, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Гончарук Л.М. о ненадлежащем обеспечении лекарственным препаратом ее сына, являющегося инвалидом. По результатам проверки установлено, что ФИО16 является ребенком-инвалидом. В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" он находился в "Мед.учреждение" с диагнозом: "Диагноз". ФИО16 прописана терапия препаратом "вориконазол (вифенд)" в дозе 200 мг 2 раза в день длительно, не менее 6 месяцев. "Дата обезличена" "Мед.учреждение" выдало ФИО16 рецепт на получение лекарственного препарата. 05.02.2019 мать ФИО16 обратилась в аптеку, однако на 11.03.2019 лекарственный препарат им не был отпущен. Так как ФИО16 не был обеспечен своевременно необходимым лекарственным препаратом, его матерью препарат был приобретен за собственные денежные средства.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Коми просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях прокуратура г. Воркуты просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пунктов 3, 5, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный Перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО16 в связи с имеющимся у него заболеванием "Диагноз" обладает правом на получение государственной социальной помощи, в состав которой включено и обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
31.01.2019 ФИО16 выписан льготный рецепт на получение лекарственного препарата "Вифенд" в количестве 4 упаковок; 05.02.2019 рецепт поставлен на отсроченное обслуживание; 12.02.2019 вновь выписан льготный рецепт на получение указанного препарата в количестве 4 упаковок, который поставлен на отсроченное обслуживание 14.02.2019. 19.02.2019 "Мед.учреждение" направило в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми заявку на дополнительное лекарственной обеспечение ФИО16 препаратом "Вориконазол". Так как заявка не соответствовала требованиям пункта 2.14 приказа Минздрава Республики Коми от 03.10.2016 N 10/456, она была возвращена Министерством в адрес больницы. Повторно заявка больницей была направлена в Министерство здравоохранения Республики Коми 27.03.2019.
ФИО16 обеспечен препаратом только 11.04.2019.
По медицинским показаниям лекарственный препарат "Вориконазол" под торговым наименованием "Вифенд" является для несовершеннолетнего жизненно важным.
Поскольку ФИО16 не был обеспечен указанным лекарственным препаратом своевременно, а курс приема препарата является непрерывным, его матери Гончарук Л.Н. пришлось приобрести препарат за собственные денежные средства.
Несение заявленных расходов подтверждается имеющимися в материалах дела кассовым чеком от "Дата обезличена" на сумму 80 400 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора о возмещении стоимости лекарственного препарата, суд исходил из того, что невыполнение Министерством здравоохранения Республики Коми возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно важным лекарственным препаратом "Вориконазол" под торговым наименованием "Вифенд" свидетельствует о существенном нарушении прав и законных интересов истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 N 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (подпункт пункта 9); разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подпункт 6 пункта 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подпункт 33 пункта 9 Положения).
Следовательно, вывод суда о том, что Минздрав Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами, является правильным.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие в аптеке лекарства под наименованием "Вифенд" и наличие под МНН "Вориканазол" не соответствует обстоятельствам дела.
По сообщению ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми", Минздравом Республики Коми в 2018 году были проведены организационные мероприятия по закупке лекарственного препарата "Вифенд", который был поставлен по региональному бюджету на склад Предприятия 25.12.2018 и 24.01.2019 в количестве 4 и 10 упаковок для индивидуального обеспечения пациентки " ФИО26.". Поскольку пациентка в дальнейшем приеме препарата не нуждалась, препарат "Вифенд" был перераспределен для обеспечения пациента ФИО16 согласно разнарядке Министерства от 19.03.2019.
Между тем, о том, что пациентка " ФИО26." не нуждается в дальнейшем обеспечении препаратом "Вифенд", Министерство здравоохранения Республики Коми было проинформировано "Мед.учреждение" еще в декабре 2018 года, однако ФИО16 был обеспечен жизненно необходимым для него лекарством только в апреле 2019 года.
Ссылка ответчика на необоснованное назначение несовершеннолетнему препарата под торговым наименованием "Вифенд" безосновательна. Указанный препарат назначен врачами "Мед.учреждение".
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.