Судья Верховного суда Республики Адыгея Мейстер В.М., рассмотрев жалобу защитника Старынина "данные изъяты" - адвоката Сыча "данные изъяты" на постановление судьи Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 15.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении Старынина "данные изъяты",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 15.05.2019 Старынин Н.А признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
В жалобе на невступившее в законную силу постановление защитник Старынина Н.А. - адвокат Сыч В.Н. просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка предоставленным доказательствам и доводам привлекаемого лица об отсутствии события правонарушения. Полагает, что процедура проведения освидетельствования нарушена, в частности, место забора крови обильно обрабатывалось спиртовым раствором, при этом кровь набиралась в шприц с поверхности кожи после снятия жгута, кровь на химико-токсикологическое исследование направлена с нарушением срока. Акт медицинского освидетельствования не представлен в материалы дела. При этом алкотестер показал отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Кроме того, взятая проба биологического материала была значительно ниже требуемой для исследования.
В судебных заседаниях лицо, привлекаемое к административной ответственности Старынин Н.А. и его защитник поддержали доводы жалобы, просили её удовлетворить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Старынина Н.А. и его защитника, свидетелей, оценив представленные доказательства, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2.10.1993 года N 1090 (далее - ПДД), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Согласно примечанию к данной статье, употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Основанием для привлечения Старыгина Н.А. к административной ответственности послужили изложенные в судебном постановлении выводы о том, что он, 26.11.2018 в 17.30 минут, в нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения управлял автомобилем "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, находясь в состоянии опьянения, и стал участником дорожно-транспортного происшествия на автодороге "адрес" м.
Однако с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимых в установленном порядке.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов осуществляются уполномоченным должностным лицом.
Доказательством наличия у водителя состояния опьянения является составленный уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Как следует из материалов административного дела при направлении административного материала по результатам административного расследования и вынесении судьей постановления о привлечении Старынина Н.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, административный материал не содержал акта медицинского освидетельствования и постановление вынесено на основании заключения судебно-химической экспертизы крови о наличии в крови 0,4 промилле алкоголя.
Между тем, согласно истребованному при рассмотрении жалобы из медицинского учреждения - Шовгеновской ЦРБ акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения, составленному дежурным врачом ФИО3 по результатам окончания медицинского освидетельствования 29.11.2018 состояние опьянения не установлено. При этом указано, что медицинское освидетельствование составлено 24.01.2019 и было оформлено с учетом результатов химико-токсикологических исследований от 18.12.2018. Из содержания названного акта медицинского освидетельствования усматривается, что концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе нулевая, а в крови обнаружено содержание алкоголя 0,4 промилле.
Допрошенная в судебном заседании при рассмотрении жалобы Старынина Н.А. в качестве свидетеля врач ФИО3 пояснила, что около 21-10 часов 29.11.2018 проводила медицинское освидетельствование Старынина Н.А, и установилаотсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе при двух исследованиях, проведенных в интервале 15-20 минут. Поскольку Старынин Н.А. был доставлен после ДТП, участником которого он являлся и в результате которого погиб человек, после исследования была взята кровь на химический анализ. Внешние признаки употребления спиртного у Старынина Н.А. отсутствовали.
Согласно пункту 15 Порядка медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
Медицинское заключение "состояние опьянения не установлено" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.
То есть, при обнаружении в крови Старынина Н.А. алкоголя 0,4 промилле врачу надлежало указать "установлено опьянение", однако противоречия между заключением врача и результатам химической экспертизы не устранены.
Дело об административном правонарушении судьей районного суда принято к производству с последующим вынесением оспариваемого постановления в отсутствие акта медицинского освидетельствования.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Сведений о том, что Старынину Н.А. в соответствии с п. 27 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) по завершению медицинского освидетельствования был выдан третий экземпляр Акта, материалы дела не содержат.
Далее, в соответствии с ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.11.2018 не содержит записи о разъяснении Статынину Н.А. его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ. Также в материалах дела не имеется сведений о вручении или направлении привлекаемому лицу копии данного определения. При этом, при изложении фабулы правонарушения в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что имело место ДТП с участием водителей ФИО1 и Старынина Н.А, при котором погиб пассажир автомобиля ФИО2, возбуждено административное расследование для выяснения всех обстоятельств происшествия. Запись "и для исследования крови на наличие алкоголя в крови" произведена не одновременно с основным текстом, что визуально определяется.
Допрошенный в качестве свидетеля старший инспектор ОГИБДД МО МВД России "Кошехабльский" ФИО5 пояснил, что кровь на химический анализ получил в ЦРБ 29.11.2018 года в пенициллиновом флаконе и 18.12.2018 передал в экспертное учреждение г. Майкопа.
В соответствии Рекомендациями по организации работы по отбору, транспортировке и хранению биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов (приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" от 27.01.2006 года N 40 для химико-токсикологических исследований на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов обеспечивается доставка образцов крови в ХТЛ не позднее двух суток после отбора. Кровь после отбора до момента отправки в ХТЛ хранится в холодильнике при температуре 0 - 2 ?С.
Из пояснений инспектора ФИО5 следует, что кровь на исследование он доставил через 18 дней после ее отбора. При этом все время до доставки крови на экспертизу она хранилась в пенициллиновом флаконе в холодильнике его рабочего кабинета, при ином температурном режиме.
Старынин Н.А. утверждал, что при отборе крови медсестра протерла его руку намоченным в спиртосодержащей жидкости ватный тампон.
Допрошенная в качестве свидетеля медсестра ФИО4 пояснила, что кожа Старынина Н.А. была обработана стерильным тампоном, что кровь для химического исследования отбирала она, кровь находилась в укупоренном пенициллиновом флаконе, который был помещен в специальный контейнер. Контейнер с сопроводительными документами она передала сотруднику полиции ФИО5
Из акта судебно-химического исследования крови от 18.12.2018 следует, что на исследование доставлен флакон из-под пенициллина. Крови взято на ? флакона.
Согласно заключению судебно- химического исследования в крови Старынина Н.А. обнаружено 0,4 промилле алкоголя. Экспертом использовались формулы для определения концентрации алкоголя: СХ= Н2хС/Н3, а коэффициент перерасчета определен при исследовании стандартных растворов этилового спирта по формуле: К= Н3хС/Н2.
При этом допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО6 пояснил, что для определения количества алкоголя в крови необходимо применять корректирующий фактор 0,95, однако в результатах исследования не отражено имело ли место его применение.
С учетом наличия множества нарушений требований по отбору, хранению, сроках передачи на исследование крови, сомнений в правильности проведения исследования крови, применения необходимых коэффициентов, а также наличия ходатайства защитника Старынина Н.А. о проведении повторной экспертизы определением от 31.07.2019 назначена повторная экспертиза, по результатам которой в крови Старынина Н.А. обнаружено 0,25 промилле и 0,26 промилле (0,3 промилле) алкоголя. Из заключения эксперта ФИО7 от 06.08.2019 года следует, что корректирующий фактор 0,95 по количественному определению этанола по водоспиртовой смеси для крови был применен.
То есть, повторным экспертным заключением не установлен факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, как неустановленно наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека или наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием в крови алкоголя 0,4 промилле.
Как усматривается из представленных материалов, 26.03.2019 в 17.30 минут в отношении Старынина Н.А. составлен протокол об административном правонарушении "адрес", из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ на автодороге "адрес" водитель Старынин Н.А. управлял автомобилем "данные изъяты" государственный регистрационный знак N, находясь в состоянии опьянения, чем нарушил пункт 2.1 ПДД РФ, стал участником дорожно-транспортного происшествия.
При этом, из материалов уголовного дела, представленного на обозрение следует, что ДТП имело место по вине водителя ФИО2, не выбравшего безопасную скорость движения, выехавшего на полосу встречного движения и допустившего столкновение с автомобилем Старынина Н.А, двигавшимся по своей полосе движения во встречном направлении.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в рассматриваемом случае в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, которые позволяли бы сделать вывод о том, что Старынин Н.А управлял автомобилем в нетрезвом состоянии, поскольку наличие алкоголя в крови составило менее 0,3 промилле.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких данных, постановление, вынесенное в отношении Старынина Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, подлежит отмене а производство прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника Старынина Николая Анатольевича удовлетворить.
Постановление судьи Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 15.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ в отношении Старынина "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья Верховного суда Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.