Пояснительная записка к проекту федерального закона "О
конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и
достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом"
Необходимость и цели закона. Кризисные явления затрагивают все стороны общественной и государственной жизни России. Не является исключением ее духовная сфера. Гражданин оказывается один на один с самыми разными проблемами, в решении которых государство не оказывает того влияния, на которое люди рассчитывают. Честь и достоинство граждан все чаще оказываются попранными. Нередко противоправными действиями, в том числе со стороны официальных властей. Оскорбление, распространение клеветнических измышлений, часто с использованием средств массовой информации, стало едва ли не нормой борьбы с политическими противниками и конкурентами в бизнесе. Требуется государственная защита от всех посягательств на честь и достоинство граждан в самом широком значении названных ценностей. Такая защита диктуется конституционным признанием приоритетности прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Среди всех прав и свобод право на защиту чести, достоинства, право на защиту доброго имени, право на защиту доброй репутации занимают основополагающее место. По существу всякое посягательство на права и свободы человека и гражданина есть ущемление человеческого и гражданского достоинства.
Необходимость принятия настоящего закона диктуется не только социально-политическими обстоятельствами, хотя сама по себе ориентация на построение социального правового государства России включает комплекс законодательных и иных мер по утверждению в реальной жизни реальных жизненных ценностей. Потребность в законе вызвана тем, что:
действующее законодательство не охраняет честь и достоинство в полном объеме;
действующее законодательство фрагментарно регулирует отдельные проявления посягательств и ущемления чести и достоинства;
действующее законодательство фактически не содержит норм, специально направленных на утверждение чести и достоинства гражданина Российской Федерации.
В цели закона входит обеспечение конституционных норм конкретными правовыми механизмами, учет международно-правовых норм и практики международно-правовой защиты прав и свобод личности, учет процессуальных особенностей в рассмотрении соответствующей категории юридических дел. Одной из целей закона является преодоление явной узости в понимании правоприменительной практикой самих понятий чести и достоинства гражданина.
В мировой практике нет аналога настоящему закону.
Правовая характеристика закона. Закон федеральный, поскольку регулирование прав и свобод, согласно ст.71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Закон рамочный, поскольку защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, согласно ст.72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Закон предоставляет субъектам Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления возможность развивать содержащиеся в нем установления в аспекте их наиболее полного проведения в жизнь.
Закон консолидирующего характера. Он сводит многочисленные и многообразные нормы, содержащиеся в других нормативных актах, в один акт. При этом дается иная редакция ряда правовых установлений.
Закон имеет элементы кодификационного нормативного акта. Он не вторгается в сферу регулирования УК РФ, ГК РФ, КоАП Российской Федерации. Однако в части позитивного обязывания, в части установления норм, утверждающих честь и достоинство гражданина Российской Федерации, закон содержит новые нормы и изменяет в определенной степени те, которые в каком либо виде уже содержались в действующем законодательстве.
Отдельные нормы закона, в особенности нормы главы второй могут казаться декларативными. Однако, такой их характер диктуется спецификой предмета и метода правового регулирования. Их общерегулятивная роль несомненна.
Структура и содержание закона. Закон включает в себя преамбулу и одиннадцать глав, содержащих 55 статей. Данная структура призвана с большей полнотой отразить цели закона. В главе "Общие положения" даются основные понятия, употребляемые в законе, указывается предмет правового регулирования, называются основания возникновения прав и обязанностей в отношениях по утверждению и защите чести и достоинства гражданина Российской Федерации, гарантии права гражданина на защиту чести и достоинства, а также принципы и способы их защиты. Особую нагрузку несет Глава II "Организационно-правовой механизм утверждения чести и достоинства гражданина", в которой помещены нормы, обязывающие соответствующие институты гражданского общества, государственные органы, средства массовой информации к деятельности, формирующей необходимые личностные качества гражданина. Далее идут главы, которые содержат соответственно нормы, определяющие конституционно-правовую, гражданско-правовую, административно-правовую, дисциплинарную и уголовно-правовую защиту чести и достоинства гражданина. Разработчикам представляется необходимым включить в проект закона нормы о защите чести и достоинства отдельных категорий граждан. При этом речь не идет о том, что разные люди имеют разные права на защиту своей чести и достоинства. Однако некоторые категории граждан могут претендовать на охрану своих чести и достоинства в особом порядке. Особо регулируется защита чести и достоинства гражданина за пределами России. В заключительных положениях закона содержатся нормы, связанные с его вступлением в силу и действием.
О механизме реализации закона. Дела о защите чести и достоинства столь многообразны по фактическим обстоятельствам, сами понятия столь не очевидны применительно к многообразным конкретным случаям, что представляется оправданным предоставление широких полномочий суду в частисоздания правоконкретизирующих положений, толкования закона, проявления в ряде случаев судейского усмотрения. Закон вводит ряд новелл в механизм обеспечения действия закона (см., например, ст.10, 21, часть 3 ст.22, часть 3 ст.24, часть 6 ст.26, ст.31).
Социальные ожидания от принятия закона. Принятие закона и его проведение в жизнь (механизмы реализации, наряду с теми, что прописаны в законе, еще нуждаются в развитии) будет способствовать:
повышению гражданского самосознания, осознанию гражданином Российской Федерации своего места и роли в обновляющейся жизни России;
реальному гарантированию провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
надлежащей государственной охране достоинства граждан и защите ими своих чести и доброго имени при максимальном содействии государственных органов.
Акценты в законе делаются не на абстрактных понятиях прав человека (прав личности) вообще, а на соответствующих правах человека в качестве гражданина Российской Федерации.
Экономическое обоснование закона. Поскольку законопроект не предусматривает материальных затрат, расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, финансово-экономического обоснования законопроекта и заключения Правительства Российской Федерации не требуется.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих изменению и
дополнению в связи с принятием Федерального закона "О
конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и
достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом"
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации
2. Закон о средствах массовой информации
3. Семейный Кодекс Российской Федерации
4. Кодекс законов о труде Российской Федерации
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации
6. Кодекс об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.